Дежурные по банкам

Какие методологические проблемы возникают при формировании единой системы классификации банковских должностей?

Ева  Ева
Викентьева
Судостроительный банк, Директор Департамента управления персоналом и организационного развития
Стартовавший в конце прошлого года проект по созданию стандартов банковских должностей является, по нашему мнению, масштабным и актуальным для отрасли событием. Унификация требований к профессиям открывает большие возможности для совершенствования технологий управления организационными системами, в том числе для повышения производительности.

На данном этапе мы подошли к важнейшей фазе проекта - созданию методологических основ разработки стандартов. В качестве таковых мы рассматриваем системный подход. Это существенный вопрос, поскольку разрабатываемый стандарт должен быть актуальным и применимым для банков разного размера, с различной бизнес-стратегией и различной структурой.

Основной задачей на данном этапе является подготовка единой классификации, корректно отражающей субсистемы обобщенной банковской организационной системы и предполагающей тот уровень анализа, который адекватен задачам проекта. С этой целью логика нашего подхода выстроена следующим образом: по принципу дедукции разрабатывается матрица организационных функций, охватывающая основные бизнес-процессы высокого уровня в двух проекциях: бизнес-направление X характер функции.

Далее полученные обобщенные функции анализируются с использованием техник Task analysis. Таким образом мы планируем получить корректные декомпозиции равнозначных по уровню анализа функций, укладывающиеся в общую систему.
Марина  Марина
Хацкевич
БИНБАНК, Заместитель директора Департамента персонала и организационного развития, Начальник Управления развития и оценки
Методология - один из самых важных моментов в любой исследовательской деятельности, я бы сказала фундамент, так как это система принципов и способов организации и построения любой деятельности. И от того, насколько правильно заложен фундамент, получится или крепкий надежный дом, или временный шалашик. В связи с этим, видится следующий пул проблем:

- Определение единого базового и основного принципа для классификации должностей (Что мы ставим во главу угла при классификации: процесс, функционал, направление деятельности или еще что-то?)

- Определение единого метода для содержательного анализа должностей и их классификации (Как мы анализируем содержание должности, с помощью какого инструмента?)

- Выбор оптимальных организационных методов/технологий для сбора, систематизации и обработки полученных данных, в том числе и автоматизация процесса.
Дмитрий  Дмитрий
Злобин
Ассоциация российских банков, Председатель комитета по кадровой политике АРБ
В 2012 году в Российской Федерации начата системная работа по подготовке профессиональных стандартов в различных отраслях экономики. АРБ активно включалась в этот процесс, взявшись за разработку профессиональных стандартов в банковской сфере.

Решив необходимые организационные вопросы, Комитет по кадровой политике АРБ сформировал отраслевую группу по разработке профессиональных стандартов специалистов банковской сферы. В соответствии с принятым планом работ организованы и проведены встречи представителей банков и заинтересованных организаций, на которых подробно обсуждались вопросы разработки профессиональных стандартов.

Жаркие дискуссии вызвал вопрос выбора методологии формирования профстандарта. Задача на самом деле очень непростая. Предлагались разные варианты. Например, перечислить все основные трудовые действия, осуществляемые банковскими специалистами, а затем сгруппировать их в блоки - обобщенные трудовые функции. Или наоборот - двигаться от общего к частному: перечислить основные функциональные блоки и затем раскладывать их на составляющие процессы.

Очень полезной в этой работе оказалась способность руководителей HR подразделений банков абстрагироваться от конкретных штатных расписаний и мыслить категориями всей банковской сферы. В итоге нам удалось разработать матрицу, которая позволит учесть все многообразие должностных инструкций и названий должностей банковских специалистов как в крупных, так и средних, и малых банках. Ведь профессиональный стандарт специалиста банковской сферы будет принят участниками банковской отрасли только тогда, когда он будет учитывать и отражать все мнения.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.