Долг с Уолл-стрит: как псевдоброкеры обманывают россиян

17.07.2025   \  Про мошенников

В Москве возбуждено уголовное дело о мошенничестве, жертвами которого стали десятки россиян, поверивших в возможность построить блестящую карьеру в финансовой сфере. Под предлогом трудоустройства в престижные офисы с высоким доходом аферисты уговаривали граждан взять кредиты якобы для начала работы на бирже. Подробности — в материале «Известий».

Обманутые «брокеры»

Одной из первых заявительниц стала 53-летняя москвичка, которой предложили работу в офисе в «Москва-Сити» на позиции документоведа с перспективой карьерного роста. В процессе «обучения» ее убедили, что успех на новой должности напрямую зависит от наличия стартового капитала, и уговорили взять банковский кредит на сумму в 1 млн рублей. Женщина передала средства наличными, после чего «работодатель» перестал отвечать на звонки, а потом просто исчез.

Жительницу Республики Ингушетия также убедили в необходимости оформления на свое имя кредита ради будущего успешного трудоустройства. Она передала мошенникам 9,8 млн рублей.

Согласно данным правоохранительных органов, мошенники действовали от имени нескольких фирм-однодневок и использовали психологическое давление и ложные обещания. По предварительной информации, в возбужденном в конце июня уголовном деле уже более 30 эпизодов, а следствие не исключает переквалификацию на статью о создании организованного преступного сообщества (ст. 210 УК РФ).

Финансовый крючок

Как отмечают в социальных сетях, мошенническая схема была выстроена как хорошо срежиссированный спектакль, финал которого — исчезновение организаторов с чужими заемными средствами. Кандидатов принимали в съемных офисах престижного делового района.

«Всё это сопровождается информацией про торговые сессии, акции, фьючерсы, баррели, ОПЕК, ликвидность, волатильность и прочее, ваша голова радостно пухнет и постепенно отключается», — свидетельствует один из вероятных потерпевших.

Отмечается, что при этом некоторые сотрудники путались в терминологии, но общее давление работало. Когда контакт был установлен, жертве объясняли: чтобы запустить рабочий кабинет, нужно внести «депозит».

Официального договора при этом либо не было вовсе, либо он составлялся от имени третьих фирм. Деньги передавались лично, а затем «работодатель» переставал выходить на связь.

— Решила отказаться от предложения и не начинать обучение, сотрудничество с ними. Так они начали доставать звонками «что за детский сад я устроила». А ведь не было подписано ни одного документа и не дано никакого устного обещания, — рассказывает одна из кандидаток, вовремя почуявших неладное.

Портрет потенциальной жертвы

Психология вовлечения в схемы, имитирующие финансовый успех, представляет собой сложный феномен, переплетающийся с социальными, эмоциональными и когнитивными аспектами человеческого поведения, отмечает психолог и гештальт-терапевт Юлия Азикова.

— Взрослые, казалось бы — опытные, люди, поддаваясь на театрализованные приемы, демонстрируют подверженность глубинным мотивациям и уязвимостям. Эффект массового внушения, безусловно, играет значимую роль. Группа людей, коллективно создающая иллюзию динамичного успеха, формирует мощное социальное давление. Человек, оказавшийся в центре этой «движухи», испытывает желание соответствовать, опасаясь упустить потенциальную выгоду или оказаться вне сообщества «избранных».

По словам специалиста, помимо социального давления важную роль играет стремление к престижу и признанию. Финансовый успех в современном обществе зачастую воспринимается как символ статуса и достижений, а участие в схеме, обещающей быстрый рост капитала, может удовлетворять потребность в самоутверждении и повышении социального рейтинга, считает Азикова.

— Не стоит также забывать о когнитивных искажениях, которые свойственны всем людям. Оптимистическая предвзятость, склонность переоценивать свои шансы на успех и недооценивать риски в совокупности с доступностью информации об успехе других участников создают благоприятную почву для принятия необдуманных решений.

Юридическая оценка схемы

В зависимости от обстоятельств и размера причиненного потерпевшим ущерба действия аферистов могут быть квалифицированы как мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба (ч. 2 ст. 159 УК РФ), либо как мошенничество, совершенное организованной группой, или в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), рассказывает руководитель отдела судебного сопровождения консалтинговой группы vvCube Полина Перехода.

Значительным считается ущерб в размере не менее 5 тыс. рублей, а особо крупным размером — сумма в размере 1 млн рублей, говорит эксперт.

— Максимальное наказание, которое можно получить за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 159 УК РФ, — это лишение свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, а ч. 4 названной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или заработной платы осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

По словам юриста, как правило, мошенники не заключают с работниками письменный трудовой договор и всячески избегают вопросов об этом.

— Чаще всего работодатель-обманщик не зарегистрирован в качестве организации или индивидуального предпринимателя или зарегистрирован не на территории России и заманивает потенциальных потерпевших возможностью работать из дома, зарплатой выше рынка и нестрогими требованиями к деловым качествам кандидатов.

При этом, отмечает Перехода, роль HR-специалистов в подобных схемах также контролируется законом, поскольку случаи их использования вслепую практически исключены.

— И рекрутеры, и специалисты по кадровому делопроизводству должны знать требования трудового законодательства, а именно то, что Трудовым кодексом РФ не предусмотрено обязанности работника перед поступлением на работу передавать работодателю какие-либо суммы, тем более оформлять кредиты для трудоустройства, — подчеркивает эксперт. — Требования передачи денег под предлогом инвестиции, которая окупится, или же для закупки средств индивидуальной защиты, спецодежды, оплаты обучения, которое необходимо пройти перед приемом на работу, незаконны.

Иван Петров
Наталья Кильдюшкина

Источник - Известия

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.