В Новый год с новым гуру?

 
Николай Вардуль Николай Вардуль

«Финансовая газета», главный редактор, к.э.н.

Кризис – это слово было едва ли не самым популярным в лексиконе экономистов и политиков в 2012 году. Но от частого употребления кризис мировой экономики, который явно еще не завершился, яснее не стал.

Известно, что признанные мастера макроэкономики Нуриэль Рубини и Пол Кругман призывают насыщать экономику деньгами, есть те, кто корит европолитиков за их бюджетоцентризм, призывая, наоборот, наращивать госрасходы.

Денег в экономике и так стараниями ФРС США и ЕЦБ море. Беда в том, что они прекрасно уживаются с кризисом. Есть большая потребность в свежем взгляде на кризис.

Клаудио Борио из базельского Банка международных расчетов (BIS), не новичок среди знатоков экономики, в экспертной среде он известен достаточно давно. Но именно сейчас многие увидели в нем представителя той самой долгожданной новой волны, у которого есть свой взгляд на последний экономический кризис.

Прежде чем обратиться к существу его позиции, предлагаю обратить внимание на то, что Борио исходит, в частности, из того, что сигналы инфляции следует сегодня понимать иначе, чем это делается традиционно. Традиция такова: высокая инфляция указывала центробанкам на перегрев, те ужесточали свою кредитно-денежную политику, это приводило к рецессии, после чего экономика быстро восстанавливалась, новые долги не возникали, а потому и не мешали восстановлению.

Но нынешний кризис другой. Стоит подчеркнуть: он начался в период стабильной инфляции. А это значит, что центробанкам и российскому ЦБ в том числе следует расширить круг целей, за которыми необходимо установить постоянное слежение. Инфляции недостаточно.

Клаудио Борио считает, что мы переживаем кризис финансовых дисбалансов. А они характеризуются прежде всего отношением объемов кредитования и долгов к ВВП. Соответственно, следить следует не столько за инфляцией, она, как показал этот кризис, может вовремя не подать сигнал тревоги, сколько за ростом объемов кредитования и долгов.

Соответственно и главные шаги в борьбе с кризисом финансовых дисбалансов отличны от традиционных. Борио согласен с тем, что на первом этапе важно минимизировать ущерб и остановить распространение кризиса. Здесь подойдут разнообразные средства - от увеличения расходов бюджета до смягчения монетарной политики. Но чрезмерное увлечение мягкой денежной политикой опасно.

Борио уверен: слишком долгая агрессивная монетарная политика лишь задержит восстановление экономики, а не разрешит проблемы. Это касается и периода низких ставок и агрессивной программы покупки активов. Итогом может стать снижение доходов финансовых компаний, атрофия финансовых рынков. А это опасно. Агрессивная политика центробанков может загнать болезнь внутрь, сделав ее хронической.

Надо не упустить момент, когда наступает время главного калибра подавления кризиса – расшивки долгов. И здесь основное средство – замена (конечно, временная) частного долга государственным. Другого пути нет.

Путь к восстановлению экономики – это восстановление балансов банков, компаний и домохозяйств.

Еще раз напомню: по Борио, а к нему стоит прислушаться, не инфляция сегодня в условиях финансовых дисбалансов – главный термометр экономики. Соответственно, если принять за рабочую гипотезу концепцию кризисов финансовых дисбалансов, то для процентной ставки политики ЦБ и оценок степени перегрева экономики возникает новая система координат, главные значения в которой – динамика объема кредитов к ВВП и динамика уровня долгов к ВВП. На этих кривых следует находить зоны нормального состояния экономики и зоны повышенных рисков, разным зонам должна соответствовать разная политика регуляторов.

Вардуль Николай, «Финансовая газета», главный редактор, к.э.н.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.