Неразменный триллион
05.03.2013 \ Независимое мнение
Событие: зампред Банка России Михаил Сухов выступил с прогнозом сохранения прибыли российских банков в 2013 году. Он считает, что будет повторен рекорд 2012 года, когда совокупную прибыль российских банков оценили в 1 триллион рублей.
Лично я с российскими банками связан исключительно как владелец депозита. И меня, честно говоря, масштаб банкирской прибыли впечатляет. Я не о раскулачивании мироедов, я об уверенности в сохранении и даже некотором приросте моего скромного депозита. Сами же банкиры, по моим наблюдениям, не любят публично распространяться о прибыли, хотя это и показатель успешности их предпринимательской деятельности. Их, впрочем, понять можно: банки – посредники, и основной источник их прибыли – процентная маржа, взять деньги подешевле и пристроить их подороже. Когда же поднимается шум вокруг рекордной банковской прибыли, это вызывает естественное недовольство и тех, у кого банки берут деньги подешевле, и тех, кому пристраивают их подороже. Именно поэтому не столько сами деньги, сколько банкиры любят тишину. Но раз уж Михаил Сухов, не устояв, вдыхая альпийский «воздух свободы» (со своим прогнозом он выступил на российском форуме в Цюрихе), огласил ожидания повторения триллионного рекорда, давайте попробуем оценить, что вероятнее – повторение рекорда 2012 года, установление нового рекорда или число нулей все-таки сократится? У Сухова получается, что 2013 год будет практически клоном 2012-го. И прибыль та же, она, естественно, будет получена прежде всего самыми «высокорентабельными банками» (разве бывает иначе?), и рост розничного кредитования – рост на те же 35-40%, и общий рост кредитования на уровне 17-18%. Кто-то скажет, что это вовсе не прогноз, а простая инерция. Но стоит иметь в виду, кто этот, пусть инерционный, прогноз выдвинул.
По сути, Михаил Сухов сделал не прогноз развития российских банков в 2013 году, он показал высокую эффективность банковского контроля со стороны самого ЦБ. Все настолько здорово, что лучшего и желать нескромно.
А что еще можно сказать в Цюрихе? На самом деле изменения, конечно, будут. Если замедление роста российской экономики будет и дальше нарастать, то на этом фоне повторение рекорда банковской посреднической прибыли может уже вызвать негодующие вопросы – не столько к самим банкам, сколько к их регулятору. Но я говорю о возможности повторения рекорда прибыли в этом случае только потому, что Сухов никак не связал свой прогноз с общим состоянием экономики. При дальнейшем значительном замедлении роста российской экономики повторения рекорда просто не состоится. Понятно, что первые месяцы года – это всего лишь его первые месяцы, но пока красный свет на пути российской экономики виден все отчетливее. Приведу только факты замедления добычи и экспорта нефти и газа. Дальше возникает до боли знакомая цепочка вопросов. Банки могут внести вклад в преодоления тенденции замедления роста? Они со своей стороны задают вопросы ЦБ, не намерен ли тот удешевить свои кредиты? ЦБ, как мы только что видели в исполнении Михаила Сухова, утверждает, что банки и так катаются в прибыли как сыр в масле. А экономика в это время замедляется. Процессы получаются параллельными, то есть практически не пересекающимися. Но есть фактор, который может утяжелить другую чашу весов. Это расширение окна получения ресурсов с Запада. Пока с точки зрения привлечения капиталов «там» размещаются прежде всего еврооблигации и IPO. Но зато как! Только в феврале еврооблигации выпустили 12 российских эмитентов. Что характерно, абсолютное большинство из них – банки. С начала года российские эмитенты выпустили долговые бумаги на $13,5 млрд, что больше объема размещений за все первое полугодие 2012 года. Для сравнения, в прошлом году российский бизнес занял за рубежом на открытом рынке $42 млрд. Большая часть размещений пришлась на последний квартал. Что не менее важно, растет и заимствование. Есть оценки, по которым с начала года до середины февраля российские компании заняли за рубежом порядка $10 млрд. С одной стороны, российские банки возобновляют получение более дешевых по сравнению ресурсов с Запада. С другой, – крупный российский бизнес выходит на западные банки напрямую. Как эти процессы повлияют на прибыль российских банков? Все зависит от того, насколько они преуспеют на обоих рынках – на западном рынке получения ресурсов и на российском – при их размещении.
Главное – это тренд развития российской экономики.
Если он будет повышательный, банкам вполне по силам превзойти свой рекорд по прибыли, так что стоит постараться. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|


