Кто последний на стерилизацию?

 
Николай Вардуль Николай Вардуль

«Финансовая газета», главный редактор, к.э.н.

Читатель некоторых ранее размещенных на сайте arb.ru материалов мог решить, что я специализируюсь на критике ЦБ. Спешу разочаровать – ничего подобного. ЦБ – важнейший и, что важно, независимый институт регулирования экономики. Я критикую не его, а некоторые его решения или действия. А некоторые предложения – наоборот поддерживаю. Все зависит от того, к какому результату эти действия (а предложение – уже действие), как мне кажется, ведут.

Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев на недавнем форуме, проходившем в Монако, предложил один из способов того, как можно расшить нехватку ликвидности на российском финансовом рынке.

С начала 2012 года Минфин, по оценкам экономистов, изъял из банковской системы более 2 трлн рублей. В условиях дефицита ликвидности подобная стерилизация денежной массы провоцирует рост ставок. Что без всякого сомнения ведет к еще большему замедлению экономического роста в России, который и без того клонится вниз. Улюкаев предложил ввести ограничения по остаткам на счетах Минфина в Центробанке. Деньги сверх согласованного лимита Минфин может размещать в коммерческих банках, чтобы уменьшить дефицит ликвидности российского банковского рынка, считает Улюкаев.

«Если, допустим, текущее исполнение бюджета предполагает, что на 100 млрд рублей увеличится сумма на наших счетах, это значит, что такая же сумма должна быть размещена на депозитах в банках», — объяснил схему зампред ЦБ. По его словам, механизм находит «понимание и согласие со стороны коллег в Минфине» и должен заработать в следующем году.

Практика размещения Минфином временно свободных средств бюджета на депозитах в банках существует и сейчас. «Мы регулярно сверяем объемы, даем рекомендации Минфину относительно необходимости размещения депозитов в банках — как с точки зрения объема, так и с точки зрения их срочности», — сказал Улюкаев, посетовав, что механизм не работает «в автоматическом режиме».

Что важно в высказываниях первого зампреда ЦБ?

Во-первых, он признает дефицит ликвидности.

Во-вторых, он призывает Минфин обратить на этот факт внимание и способствовать смягчению этой проблемы.

В-третьих, Улюкаев считает, что необходимо существенно расширить практику размещения свободных средств бюджета в банках и сделать это размещение не «ручным», как сегодня, а автоматическим.

В принципе Улюкаев прав в том, что дефицит ликвидности денежные власти должны ликвидировать, действуя сообща. Но так уж устроены чиновники, что родное ведомство они готовы всячески обелять, перелагая решение задач на соседнее. Это я к тому, что кому-то может показаться странным, что один из руководителей ЦБ объясняет рост кредитных ставок в банках не столько политикой роста учетной ставки самого ЦБ, сколько бюджетной стерилизацией, которую практикует Минфин. На самом деле ничего странного, это нормально. Улюкаев точно так же озадачивает проблемой дефицита ликвидности Минфин, как Алексей Моисеев, замминистра финансов, в интервью «Финансовой газете» не сразу, но признает, что политика повышения ставки ЦБ тормозит рост, а значит и снижает возможности пополнения бюджета.

Но вернемся к позитиву. Он в том, что предложение Улюкаева и в самом деле пойдет на пользу межбанковскому рынку. Это в 90-е, когда доллар дорожал день ото дня, а контроль за банками и в подметки не годился тому, что есть сейчас, за деньги бюджета шли настоящие банковские войны, за которыми стояла угроза агрессивной курсовой игры (а тогда играли только против рубля) и вывода капиталов.

Сейчас пора бюджетные деньги банкам вернуть или превратить Казначейство в банк, главное – не вымывать деньги с рынка.

Пока же промежуточный итог подвел в конце сентября еще один первый зампред ЦБ Алексей Симановский. Он сообщил о росте числа банков, находящихся в зоне риска из-за дефицита ликвидности. «Количество банков, у которых будет дефицит ликвидности, если экстремальные условия случатся, по сравнению с оценкой на 1 января увеличилось где-то вдвое — до 60 с 36», — сосчитал он.

Эту тенденцию надо остановить.

Вардуль Николай, «Финансовая газета», главный редактор, к.э.н.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.