Кошелек или банк? Case 5: Яндекс.Деньги
20.12.2012 \ Независимое мнение
Событие: Сбербанк подписал соглашение с «Яндексом» о покупке 75% минус 1 рубль компании «Яндекс.Деньги», сообщил глава кредитной организации Герман Греф. Сумма сделки, которая должна быть закрыта в 1 квартале 2013 года, составила $60 млн.
На фото: Герман Греф, Евгения Завалишина (председатель совета директоров Яндекс.Денег), Аркадий Волож (генеральный директор Яндекса). Вопрос 1. Что покупает Сбербанк?Покупается либо технология, либо клиенты, либо технология работы с клиентами, либо бренд. Технология столько не стоит. Значит, Сбербанк купил бренд вместе с клиентами и рассчитывает на развитие технологии работы с ними. Причем развивать технологию будет не столько Сбербанк, сколько «Яндекс. Деньги». Они никуда не делись. За ними блокпакет в создаваемом СП, пост гендиректора, места в совете директоров. Первый вывод: это не покупка, это кооперация. Вопрос 2. Что выигрывает Сбербанк?Вот что говорит старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров: «Мы (он говорит от лица не только Сбербанка, но от лица создаваемой совместно с «Яндекс.Деньги» структуры. – Н.В.) пытаемся создать продукт, который сделает безналичные деньги более удобными, чем наличные. Мы будем продвигать «Яндекс.Деньги» среди наших 107 млн клиентов». Другими словами, Сбербанк осваивает новый и весьма перспективный сектор банковских услуг и решил при этом опереться на первый в рейтинге российский бренд в сфере, из которой этот сектор отпочковался. Вывод: стратегия Сбербанка многообещающая. Вопрос 3. Что выигрывает Яндекс?Деньги. К тому же акции Яндекса после объявления о сделке со Сбербанка выросли на 2%. Руководители Яндекса практически с самого начала решили, что электронные деньги – непрофильное занятие, поиски покупателя велись достаточно давно. Глава «Яндекса» Аркадий Волож еще полтора года назад говорил, что «Яндекс.Деньги» «либо купят долю в банке, либо будут проданы банку». Почему Яндекс не стал ждать, когда «Яндекс.Деньги» наберут еще больший ход, и их можно было бы продать дороже? Во-первых, условия сделки со Сбербанком были сочтены достаточно выгодными. В своем роде это «свадьба слонов». Во-вторых, возможно, стоит прислушаться к Антону Носику, известному интернет-деятелю и блогеру. Он заметил, что в Яндексе «не любят быть непрофессионалами». Вывод: Яндекс реализовал стратегию, по которой новый бизнес стоит создавать только тогда, когда его можно с выгодой продать. Тем более, что команда «Яедекс.Денег» явно не проиграла. Вопрос 4. Есть ли проигравшие?Естественно, ситуация на рынке изменилась. У «Яндекс.Деньги» были проекты и с другими банками, например, совместный карточный проект с ТКС Банком. Информация о том, что компания «Яндекс.Деньги» выставляется на продажу, получили многие банки. Сбербанк, в свою очередь, вел переговоры с RBK.Money, с ChronoPay. Но в проигравших не только не прошедшие кастинг. На весну 2013 года запланировано IPO QIWI, которое, возможно, теперь будет отложено, поскольку оценка Сбербанком «Яндекс.Денег» может негативно сказаться на ожиданиях QIWI. Точно так же любое IPO любой электронной платежной системы или же продажа крупному игроку будет теперь рассматриваться через призму оценки сделки Сбербанка и Яндекса. Вывод: первый снимает сливки. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|



