Российский Бернанке – кто он?
31.01.2013 \ Независимое мнение
Кадры, как давно известно, решают все. Соответственно, кадровая политика – главная политика. Тем более, когда предстоит выбрать кадр на такой пост, какого в России еще не было. По важности возлагаемых на него функций во всяком случае. Речь, понятно, идет о том, кто заменит Сергея Игнатьева и заодно существенно расширит его полномочия, став не просто главой ЦБ, но и сосредоточив в своих руках регулирование всех российских финансовых рынков – от банковского до страхового и пенсионного. Полномочия Игнатьева, отбывающего третий и последний срок на посту председателя ЦБ, истекают летом 2013 года, так что в том, что кастинг кандидатур идет полным ходом, сомневаться не приходится. Любопытно, что двигателем сопровождающего это тайное действо публичного гадания выступают вовсе не журналисты, а банковские аналитики. Это показатель важности предстоящего решения. А оно, действительно, чрезвычайно важно. Причем не только со стороны собственно регулирования. Скажу больше – даже не только с чисто экономической стороны. В этом решении заложен и потенциальный поворот в самой российской политической системе. Перегиб? Но давайте посмотрим на новую роль ЦБ-финансового мегарегулятора, возможно, под несколько неожиданным углом зрения. Что собой представляет российское правительство? Как правило (за редчайшими пока исключениями) это технократы-эксперты, не обремененные партбилетами любой окраски, в лучшем (для правительства) случае разделяющие некие общие представления о современной экономике и путях ее регулирования. Такой общей платформой выступает, или по крайней мере выступала, некая либеральная концепция. Отчасти потому, что она наиболее полно разработана. Но будет ли так всегда? Тенденция состоит в том, что при всех нареканиях к российской избирательной системе она движется в сторону парламентских форм. Я не о том, что фигура и власть президента ограничиваются. Ни Боже мой. Но нельзя не видеть возрастания роли политических партий. Политические же партии создаются для того, чтобы сначала влиять на власть, а потом и формировать ее. Как говорится, в ранце настоящего солдата должен лежать маршальский жезл. Что это значит? Это значит, что время беспартийных правительств заканчивается. В этом смысле весьма характерно, что Дмитрий Медведев, на посту президента остро критиковавший «Единую Россию», видевший в ней «элементы застоя», став премьером, возглавил единороссов. Кто-то скажет, что это тот же тандем – вид сбоку. Но, по-моему, все несколько глубже. Что собой представляет партийное (коалиционное) правительство? Это правительство, для которого политика важнее экономики. Опять же кто-то скажет, что у нас всегда так. Не берусь спорить, но хочу подчеркнуть: ситуация партийного правительства ставит приоритет политики совсем по-другому. Если у нас появятся политические партии, которые получат возможность серьезно работать со своим электоратом, то и они будут зависеть от тех, кто за них голосовал.
Для развития общества, осознания его гражданами своих политических прав – это хорошо. А вот для экономики, мягко говоря, не всегда. Достаточно посмотреть на политические тупики Греции или даже Франции, чтобы в этом убедиться. Так как же сделать так, чтобы и граждане подняли голову, и экономика не оказалась в заложницах у избирательного цикла? Добиться того, чтобы все стороны были белыми и пушистыми, невозможно. Но можно найти компас, который выведет из тупика. Нужно дополнить правительства каким-то менее зависимым от политической конъюнктуры институтом. Это и есть Регулятор. В США – ФРС, в ЕС – ЕЦБ, в России – ЦБ, он же финансовый мегарегулятор. Регулятор тем и отличается от правительства, что он точно беспартийный. Его задача – обеспечивать здоровье экономики, не слишком заботясь о смене правительств. Конечно, он не будет отгорожен от политики Китайской стеной. Конечно, фигуру руководителя Регулятора будет утверждать президент. Но независимость Регулятора принципиально важна как залог эффективности его деятельности. В России соответствующие гарантии ЦБ дает Конституция. Очень многое будет зависеть и от самого руководителя Регулятора. Если президент – президент страны, то руководитель Регулятора – президент экономики. Аналогия, думаю, уместна. Вот теперь стоит вернуться к кастингу. Сначала агентство Bloomberg сообщало, что новый российский Центробанк могут возглавить бывший глава российского Минфина Алексей Кудрин, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев и глава ВТБ 24 Михаил Задорнов. Morgan Stanley добавил в список председателя совета директоров МДМ Банка Олега Вьюгина и замглавы ЦБ Сергея Швецова. О том, что это не более чем гадания, может свидетельствовать тот факт, что уже после «зачисления в резерв» пришло сообщение, что Олег Вьюгин стал советником все в том же Morgan Stanley, что, по-моему, автоматически выводит его из перечня кандидатов. Наибольшие шансы, как считают многие, у Алексея Кудрина. За его спиной – поддержка Владимира Путина, которую тот ему не раз выказывал, стойкость характера, о чем свидетельствует открытый конфликт с Медведевым, авторитет в мире финансов. Но, на мой взгляд, у Кудрина немало и минусов. Во-первых, это некая сегодняшняя политическая ангажированность, которая принципиально противопоказана руководителю Регулятора. Во-вторых, воспитанный десятилетием, в течение которого Кудрин возглавлял Минфин, бюджетоцентризм. Даже сейчас, не имея отношения к Минфину, в своих публичных выступлениях (последнее состоялось в Давосе) он концентрируется прежде всего на бюджетных рисках. Для Регулятора это узость кругозора. Интересы бюджета далеко не всегда идентичны интересам экономики. Скорее наоборот – в интересах экономики некие шаги, которые Кудрин расценит как дополнительные риски финансовой разбалансировки. В-третьих, хотя Кудрин не раз признавался лучшим министром финансов, он никогда не был по другую сторону баррикады – на стороне не мэрии Петербурга, Минфина или правительства, а бизнеса. А это было бы очень невредно для того, чтобы на себе ощутить, как финансовая политика сказывается на тех, кого она регулирует. Поэтому я считаю, что более других из перечисленных кандидатов на пост руководителя Регулятора подходит Михаил Задорнов. У него есть самый разнообразный опыт – и правительственный, он был и министром финансов, и вице-премьером, и думский, и банковский. Последнее принципиально важно. Особенно если учесть, что возглавляемый им ВТБ24 – самый успешный из группы ВТБ. Но российская кадровая политика богата на сюрпризы. Возможно, Путин предпочтет Кудрина, просто потому что давно его знает и сумеет сработаться. А возможно, кремлевские кадровики сумеют найти кого-то, кто сегодня не попадает в прицел тех, кто хочет «выстрелить» первым. В любом случае российскую экономику и даже политику ждут перемены. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|


