Герман Греф: учиться, учиться и учиться!

 
Николай Вардуль Николай Вардуль

«Финансовая газета», главный редактор, к.э.н.

Событие: выступление главы Сбербанка Германа Грефа на Гайдаровском форуме.

«Можем ли мы быть глобально конкурентоспособны? Потенциально можем», - заявил Герман Греф на форуме. Он говорил о конкурентоспособности российских банков. Заявление более чем смелое.

Известно, что активы всех российских банков меньше активов одного американского Bank of New York. Казалось бы, где уж тут конкурировать.

Известно, что российские банки до кризиса ориентировались на зарубежный кредитный рынок в поисках финансовых ресурсов, и только сейчас эта ориентация в значительной мере сменилась на заимствования у ЦБ и привлечение вкладов населения. Банки не скрывают, что замена произошла не от хорошей жизни, им она обходится дороже.

Известно, как опасалось банковское сообщество присоединения России к ВТО, видя в этом шаге усиление зарубежных и без того мощных конкурентов, к тому же имея перед глазами опыт некоторых стран Восточной Европы, которые по существу лишились собственной банковской системы.

А Герман Греф утверждает, что готовность выстоять в глобальной конкуренции есть, пусть и потенциальная.

И ведь это не бравада. Во-первых, если присмотреться к тому, что лежит в основе продолжающегося роста российской экономике, то окажется, что это в первую очередь рост финансового сектора. Не будем здесь вдаваться в дискуссию с теми, кто утверждает, что главное – реальный сектор, все остальное – «пузыри» и спекуляции. Отметим только, что такой подход объясняет экономику 19-го века, но никак не объясняет, например, выход Великобритании из черной полосы 1970-х. В целом же он оставляет в стороне главные новые реалии (и, безусловно, проблемы, одно без другого никогда не обходится) экономики 21 века. Факт заключается в том, что если сравнивать современную экономику России с экономикой СССР, то немногие современные успехи сосредоточены прежде всего в банковской сфере, к которой можно, пожалуй, добавить еще связь. Опереться же можно, в том числе и в конкурентной борьбе на то, что растет.

Во-вторых, и это, пожалуй, важнее, Греф специально сосредотачивается на самой конкуренции. Он подчеркивает, что несмотря на наличие крупных банков, в целом концентрация в финансовом секторе России не так уж и высока: у первой десятки российских банков примерно 45% рынка, в то время как в США — порядка 70%: «Это говорит о том, что, несмотря на наличие больших игроков, все-таки конкурентная среда остается достаточно большой».

Здесь есть, конечно, элемент лукавства, потому что и десятка первых российских банков, в отличие от американских, крайне не однородна, Сбербанк гарцует далеко впереди на белом коне, но это не отрицает наличие острой конкуренции в российской банковской сфере. Именно после констатации наличия конкуренции Греф заявляет о том, что российские банки могут участвовать в глобальной конкуренции.

Первый шаг: Чтобы быть готовым к глобальной конкуренции, надо обязательно быть в конкурентном поле. Не сразу, конечно, выходить в ринг против чемпионов-тяжеловесов, но ни в коем случае не загораживаться от конкуренции.

Это необходимый первый шаг, которые Сбербанк и российские банки сделали, и который считает ниже своего достоинства «Газпром», ему весь свет в окошке – монопольная труба.

Многие, вероятно, не поверили Герману Грефу, когда на форуме он открещивался от господдержки. «У нас есть большие банки, такие как Сбербанк. И упаси, Господь Бог, этим банкам помогать. Нужно помогать тем, кто начинает, крупным игрокам помогать не надо», — подчеркнул Греф.

Агентство «Прайм» тут же вспомнило, что Сбербанк в период последнего кризиса получил от основного акционера — Банка России — субординированный кредит на 500 миллиардов рублей, из которых позже 200 миллиардов рублей вернул.

Но, по-моему, главное в приведенной цитате не столько сама господдержка, сколько опасение по поводу того, что господдержка может подавить конкуренцию. Это важное дополнение Германа Грефа к идее Дмитрия Медведева, который там же на форуме высказался за замену господдержки отраслям господдержкой компаний, встроенных в мировые цепочки добавленной стоимости.

Греф подчеркивает, что господдержка несет с собой определенные риски, которые надо заранее видеть и, главное, не сажать компании на иглу господдержки, не вызывать у них эффект привыкания. Конкуренция всегда имеет приоритет.

Второй шаг в подготовке российских банков к глобальной конкуренции – выход российских банков на рынки, сопоставимые с российским.

Сбербанк показывает пример. Покупкой иностранных банков он активно заинтересовался с 2010 года. С тех пор ситуация для покупателя улучшилась: в Европе не первая волна распродажи банковских активов.

Сбербанк приобрел 100% акций Volksbank International (VBI). 51% акций VBI принадлежало Oesterreichische Volksbanken, 24,5% — немецким DZ Bank и WGZ Bank, аналогичный пакет был у французского Banque Populaire Caisse d`Epargne. VBI представлен в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Боснии и Герцеговине, Словении, Румынии, на Украине, в Австрии.

Сбербанк приобрел Denizbank у бельгийско-французской группы Dexia, банк занимает шестое место в десятке крупнейших банков Турции. По данным на конец 2011 года, объем активов Denizbank AS составлял $23,4 млрд.

В конце прошлого года появилась информация о том, что Сбербанк может воспользоваться финансовым кризисом в Италии, выкупив польский банк Alior у итальянской финансовой группы Carlo Tassara. Покупать финансовые активы в Восточной Европе сейчас выгодно: бизнес распродают европейские банки, испытывающие недостаток средств из-за долгового кризиса.

Все эти покупки или переговоры о покупках – конечно, не единственные, но, пожалуй, самые яркие подтверждения активного и успешного участия Сбербанка в глобальной конкуренции, пусть пока и не в высшем ее дивизионе.

Герман Греф не оставил на прошедшем Гайдаровском форуме в стороне и тему ВТО, болезненную, как уже было сказано, для российских банков.

Греф напомнил, что правила ВТО насчитывают 47 тысяч страниц, а базовое соглашение при вступлении в организацию – 600 страниц. Он знал, о чем говорил, -- Греф был министром экономического развития в 2000-2007 годах, когда Россия вела активные переговоры с ВТО, но в тот период так и не присоединилась к этой международной организации. Переговоры были успешно завершены вступлением России в ВТО только в прошлом году.

«Я не хочу загонять в тупик министров. Я знаю, что они не потратили ни одного часа на изучение правил и норм ВТО» – заявил Греф. «Если вы сейчас ответите, что изучали, то я вам задам первый и самый простой вопрос, потому что я семь лет этим занимался: "Что регулируется правилами ВТО?" Не рискуйте отвечать», – предупредил глава Сбербанка.

На пленарной дискуссии присутствовали министр промышленности и торговли Денис Мантуров и министр по работе с открытым правительством Михаил Абызов. Имел ли комментарий отношение только к ним или ко всем профильным министрам и чиновникам правительства Дмитрия Медведева, Греф не уточнил.

Президент Сбербанка сравнил российских чиновников со сборной по хоккею, которой не объяснили правила игры. В таком случае, отметил Греф, так как главной целью является забросить шайбу в ворота противника, появляется желание просто спрятать ее, подползти и затолкать в ворота. Он заключил, что Россия именно так и ведет себя в ВТО.

Но оставим министров в покое.

Третий шаг: Совершенно точно можно сказать, что обращение Грефа по поводу ВТО в полной мере относится и к банкирам. Знания правил и процедур им нужны в гораздо большей степени, чем министрам.

Отсидеться за спиной государства, которое обеспечило переходные периоды, в течение которых будет прикрывать банки от конкурентной борьбы, -- проигрышная стратегия. Первую шайбу в ворота конкурентов можно будет затолкать по-своему, но свисток арбитра и вместе с ним действие всех норм ВТО все равно не за горами.

Если уж продолжать спортивные аналогии, то опять можно обратиться к Герману Грефу. «Значение глобализации для России можно проиллюстрировать сравнением из области спорта: раньше мы были дворовой командой, а сейчас участвуем в Олимпийских играх, - завил он на Гайдаровском форуме. - Сегодня нашей стране необходимо наращивать конкурентоспособность во всех сферах». Российским банкам финалы Олимпийских игр пока не грозят, но и параолимпийские игры уже не для них. Главный рецепт, по Герману Грефу – развитие конкурентных навыков, а не надежды на господдержку.

Вардуль Николай, «Финансовая газета», главный редактор, к.э.н.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.