|
Не могу уверенно говорить за другие российские банки, но наша кредитная организация считает вопрос обучения и развития персонала для себя важным. В связи с этим мы инвестируем достаточное количество средств во все необходимые виды обучения.
Наши сотрудники имеют возможность обучения по своим профессиональным знаниям и навыкам, soft skills, а также возможности посещения конференций и форумов. Им доступна электронная библиотека деловой литературы одного из ведущих российских издательств. Любой сотрудник имеет возможность в рабочее время посещать тренинги по развитию личной эффективности, коммуникативных компетенций и навыков работы с программным обеспечением.
|
Алексей Степанов
Альфа-Банк, Директор Центра Корпоративного обучения и развития
Безусловно, мечта каждого работодателя получить сотрудника, который с первых дней начнет эффективно работать и ему не потребуется дополнительного обучения и развития. Но эта мечта далека от реальности в таком сложном виде бизнеса как банковский, где процессы и технологии, продукты и сервисы, а также регулирующее законодательство успевают устареть ранее, чем сотрудник освоил необходимый объем знаний.
Поэтому банки готовы и, более того, инвестируют в развитие своих сотрудников. Но в этом вопросе есть вторая сторона - насколько сотрудники готовы сами обучаться и получать знания. Так как любые инвестиции в бизнесе должны приносить прибыль и быть эффективными, то будущее за нестандартными форматами обучения и развития. Такие форматы обучения подходят активным сотрудникам, готовым нести ответственность за собственное обучение, самостоятельно его осуществлять. Это могут быть электронные курсы, нестандартные программы, библиотеки знаний, открытые занятия с внутренними экспертами банка.
И, безусловно, мы в банке верим, что лучшее обучение - это своевременное получение новых и интересных задач на работе. Из этого следует, что не последняя роль в этом процессе за руководителем, который правильно понимает, что нужно его сотруднику, и выступает в роли наставника. Поэтому современный подход к обучению и развитию, а также инвестиции должны фокусироваться очень сильно на такой целевой аудитории как руководители команд.
|
Михаил Янчук
БИНБАНК , Директор Департамента стратегического и корпоративного управления
Готовы, но не все. По моим экспертным оценкам, обучают так или иначе персонал 80-90% банков. Инвестируют же в персонал - не более 15-20%.
Почему так? Не каждую систему обучения можно назвать инвестициями в персонал. Например: есть зрелые системы обучения на уровне корпоративного университета (здесь я имею в виду систему, а не красивое название отдела обучения). Такую систему можно назвать инвестициями в персонал.
Однако есть банки, в которых обучение существует только на уровне системы дистанционного обучения или в формате вебинаров. Это нельзя назвать полноценным обучением, так как такие форматы не имеют возможности формировать и развивать навыки персонала. Это простое информирование.
|
Если организация опасается, что сотрудник пройдет обучение и уволится, то для предупреждения подобных ситуаций есть достаточно эффективные инструменты. Когда сотрудник направляется на обучение (стоимость которого, например, превышает 100 тыс. рублей), он берет на себя обязательство отработать в организации после прохождения обучения год (или больший срок). Если же он нарушает договоренности и увольняется с работы ранее оговоренного срока, то он должен будет возместить организации расходы на обучение в полном объеме или пропорционально отработанному времени. Но нам в банке пока не приходилось прибегать к таким радикальным методам. Сотрудники имеют другую мотивацию, чтобы продолжить работать в КБ «МИА».
Как и все розничные банки, мы практически с нуля обучаем сотрудников стартовых позиций: специалистов, работающих в отделениях, менеджеров, продающих продукты банка в точках продаж партнеров, работников call-центров. Для этого мы используем внутренних тренеров, активно увеличиваем долю дистанционного обучения и широко применяем систему наставничества. Учитывая, что на стартовые позиции к нам в основном приходят студенты или выпускники ВУЗов, для нас важно, чтобы обучение дало сотруднику максимум знаний, которые ему потребуются при выполнении его ежедневных обязанностей. Если говорить о сотрудниках занимающих профессиональные и руководящие позиции, то здесь речь скорее не об обучении, а о комплексных программах развития. И в этом случае мы стараемся использовать не только профессиональные тренинги и тренинги, развивающие отдельные навыки, но и, например, даем возможность участвовать в обще банковских проектах. Также наши сотрудники – профессионалы в своих сферах – имеют возможность стать тренерами. Они проводят тренинг в классическом виде или готовят тематические круглые столы. Дистанционная форма обучения здесь также активно используется. Так, мы запустили серию вебинаров на развитие управленческих навыков, объединенных в рамках программы «Управленческий факультет».
На мой взгляд, банк обязательно должен заниматься развитием своих сотрудников, иначе этим развитием займется другой финансовый институт. Поэтому, например, для меня не стоит дилеммы, стоит ли инвестировать в сотрудников, которые впоследствии могут уйти из организации. Сэкономив, банк может остаться далеко не с самыми лучшими специалистами.
Также, растёт роль реально работающих механизмов карьерного развития и формирования у линейных руководителей навыков управления командой, мотивации подчиненных на саморазвитие и более ответственного отношения к своему делу. Получается, что банки осуществляют инвестиции в том числе и в систему управления, но в итоге это положительным образом сказывается и на развитии персонала в целом.