Алексей Ведев
Институт экономической политики имени Егора Гайдара, директор Центра структурных исследований
Считаю, что первичен реальный сектор экономики. Весь финансовый сектор РФ производит 4% ВВП. Для сравнения, весь финансовый сектор США производит 8% ВВП, что также не слишком много. Поэтому роль банковской системы в содействии экономическому росту несравнимо выше, нежели роль сектора, создающего добавленную стоимость и прибыль. Более того, чрезмерный рост прибыли в банковском секторе (как это было в 2012 г.) вредит экономическому росту в стране, поскольку увеличивает издержки реального сектора.
В то же время издержки на ликвидацию банковского кризиса чрезвычайно высоки. Дополнительно напомню, что кризис в 2008 г. начался именно в банковском секторе, после чего он перекинулся на всю экономику, в результате чего уровень промышленного производства в России в 2009 г. снизился до уровня 2005 г.
Банковское регулирование и надзор должны быть направлены на стабильность и надежность банковской системы. Более того, необходимо перейти от микрорегулирования к макрорегулированию, т. е. от надзора за отдельным банком к мониторингу и регулированию системных рисков, распространяющихся на всю финансовую систему. Естественно, что регулирование должно предполагать сохранение приемлемой рентабельности банковского сектора, однако ее чрезмерное увеличение вредит экономическому росту.
|
На мой взгляд, развитие банковской системы на сегодня приоритетнее её стабильности и надёжности. Это определяется местом России в мировой экономике: мы входим в страны БРИКС – наиболее быстро развивающихся крупных мировых стран, и консервативное развитие банковского сектора может тормозить наш рост. Когда Россия войдёт в список развитых мировых стран, тогда и будем говорить о надёжности и стабильности!
Вместе с тем, не могу не отметить ряд положительных моментов, которые выявились в результате многолетней последовательной и профессиональной работы Банка России, в основе которой сделан упор на надёжность и стабильность банковской системы. В первую очередь – качественное улучшение кредитных портфелей банков, конкуренция между ними за клиентов с хорошим и средним финансовым состоянием, а также осознание самими клиентами важности своих хороших балансов, соответствию требованиям банков в части создания резервов, целей кредитов и источников их погашения.
Поэтому более точный ответ на поставленный вопрос: банковской системе важно развиваться, сохраняя показатели стабильности и надёжности.
|
Валерий Инюшин
к.э.н., член Комитета по Денежно-кредитной политике и банковскому надзору АРБ
Это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие цели.
Неразвивающиеся, косные структуры, как правило, более хрупки и ненадёжны при столкновении с серьёзными вызовами. Развитие, как количественное, так и качественное, повышает резистентность системы по отношению к внешним изменениям.
Возьмём, к примеру, качество обслуживания. По хорошему, оно главным образом определяется рыночной клиентурой, заставляя банки конкурировать между собой и, следовательно, быть лучше. Однако рынки не всегда совершенны, и тогда задачей регулятора является стимулирование системы к развитию. Как правило, лучше всего работают чёткие технологические и экономические требования, а не «размытые» стандарты качества.
Например, решено перейти на электронные системы платежей, удовлетворяющих таким-то и таким-то характеристикам – и будь добр, наладь IT и операционную систему соответствующим образом. Или решено в ряде развитых стран перейти с бумажных на пластиковые деньги – и никуда не денешься, изволь менять банкоматы и всё с ними связанное на инфраструктуру следующего поколения. И никакими бумажными отчётами не отделаешься.
То же самое должно быть в сфере регулирования банковских рисков. Нужна чёткость критериев, их неукоснительная проверка, но при этом они должны постоянно развиваться, чтобы банки не могли к ним приспособиться таким образом, который приводит к почиванию на лаврах и организационной лени.
|