Дежурные по банкам

Банки в современном мире становятся все более социально-ориентированными, какова миссия банковского сектора в обществе?

Алексей  Алексей
Ведев
Институт экономической политики имени Егора Гайдара, директор Центра структурных исследований
Кризис образца 2008-2009 гг. показал, что мировая экономика не может развиваться за счет финансового сектора. Очевидно, что экономика товаров и услуг первична, а финансовый сектор должен выступать обслуживающим (но никак не главным) сектором экономики. И если задача правительства в отношении реального сектора – обеспечить максимально возможную экономическую активность, то в отношении финансового сектора необходимо достаточно строгое регулирование и надзор.

Социальная ориентированность банковского сектора может состоять в его надежности и порядочности/открытости. Надежность предполагает ответственность за взятые на себя обязательства – за деньги вкладчиков. Порядочность/открытость - соблюдение условий договоров, отсутствие скрытых комиссий, информирование клиентов обо всех условиях оказываемой услуги.

Сегодня можно отметить, что ужесточение требований к выдаче кредитов также выступает социально ориентированным мероприятием, поскольку снижает долговую нагрузку на семейные бюджеты.

Все перечисленные факторы должны контролировать надзорные органы. Дополнительно государство должно обеспечивать конкурентную среду, которая способствует росту качества банковских услуг.

Следуя приведенной логике, банковский сектор является одним из самых жестко регулируемых видов хозяйственной деятельности. 
И социальная ориентация (вне надзора) может состоять лишь в отдельных благотворительных мероприятиях при устойчивой работе сектора в целом.
Банки, как и любые другие акционерные общества или ООО, должны выполнять свои обязательства и приносить прибыль своим владельцам. Иначе их «социальная ориентированность» может обернуться со знаком «минус», если выяснится, что банк, растратив деньги вкладчиков, в том числе на благотворительность и социальные программы, не справляется со своими обязательствами.

Что касается миссии банковского сектора в обществе, то исторически банки выполняют функции финансового посредника между людьми, организациями и государством. На современном этапе на передний план выходят задачи безопасности и комфортности такого посредничества. В свою очередь, именно безопасность и комфортность банковского сектора предотвращает возникновение социальной напряжённости в обществе, по крайней мере, в финансовой сфере.
Валерий  Валерий
Инюшин
к.э.н., член Комитета по Денежно-кредитной политике и банковскому надзору АРБ
Вообще-то банки являются коммерческими организациями, и если вдруг какие-то из них превращаются в кассы взаимопомощи или собесы, то, скорее всего, тут что-то не так.

Естественно, в развитых странах сейчас модно пытаться «гуманизировать» бизнес, но в столкновении принципов максимизации прибыли и социальной справедливости, как правило, побеждает первый. Во всяком случае, если речь идёт о здоровых версиях рыночной экономики.

Мне всё же представляется, что главной миссией банков как высокотехнологичного бизнеса является именно нацеленность на развитие, а не на социальную моду.

Если банки будут развивать собственные технологии, основанные на передовых IT, финансовой математике, прорывных системах принятия решений, а также финансировать проекты, нацеленные на технический прогресс и отраслевую диверсификацию, то они сделают гораздо больше, чем, занимаясь «дешёвой» саморекламой своих принципов «гуманизма» при помощи внутренних коммуникаций, медиа и социальных сетей. В последнее, кстати сказать, мало верят клиенты и уж тем более сотрудники банков.

В конечном счёте, стабильно и успешно развивающаяся финансовая организация – это вклад в стабильность общества.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.