Антон Данилов-Данильян
Сбербанк России, Председатель Комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами
Крупные корпоративные заемщики для многих банков просто недоступны. Думаю, что с течением времени контролируемые государством компании сконцентрируются на обслуживании всего в нескольких крупнейших банках. Поэтому этот сегмент станет очень специфичным и борьба за него не будет волновать широкие слои российских банков.
А вот рынок МСБ и розничный рынок - это реальный фронт. Причем для нашей страны, в которой сохраняется сырьевая специализация, плохой инвестиционный климат, недоверие государственным органам и стагнирующий малый бизнес, - розничный рынок более перспективен.
|
В России мы также наблюдаем в последние годы четкое смещение прибыли банковского сектора в розницу, а именно в сектор потребительского кредитования. Доходность на капитал в данном секторе существенно выше чем в среднем в банковском бизнесе.
Могу предположить, что порядка 20-25% прибыли банков из топ 100 приходится на потребительский сектор в то время как такие банки обладают 5-10% капитала в этих же топ 100.
|
Я думаю, что в России в ближайшие годы наиболее привлекательным сегментом кредитование будет розница.
Во-первых, розничное кредитование подразумевает более высокую процентную маржу. Правда, с учетом стоимости привлечения клиентов и последующего операционного обслуживания, сегодня не во многих коммерческих банках розничный бизнес оказывается прибыльнее корпоративного. Но так как стоимость денег постоянно растет, а спрос на кредиты со стороны реального сектора падает вслед за стагнирующей экономикой, то маржа корпоративного кредитования снижается.
Кроме того, становится все труднее конкурировать на этом рынке, так как качественных заемщиков немного, а работать с ними хотят все. Поэтому банки будут переориентироваться на розничное кредитование, которое помимо возможности размещения дорогих депозитов, также имеет более высокий потенциал для долгосрочного развития.
Макроэкономические показатели в сочетании с низким уровнем проникновения банковских продуктов в 10% к ВВП (в то время как в Центральной и Восточной Европе он составляет порядка 30% и выше) позволяют говорить о том, что в российской рознице банкам еще есть куда расти.
|