Россияне закрыли рекордный объем долгов за 9 месяцев 2025 года
22.10.2025 \ Это интересно
Больше полумиллиона россиян закрыли в 2025 году свои просроченные долги по кредитам и микрозаймам, которые кредиторы переуступили коллекторам. За девять месяцев заемщики погасили более 39 млрд руб. в досудебном порядке. Сообщить об опечатке Как рассказали "Российской газете" в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), это рекордный показатель за последние пять лет. С одной стороны, растет объем просрочек в стране из-за "вызревания" кредитов, выданных по высоким ставкам в 2023-2024 годах, а с другой, стали активнее работать коллекторы, снижая, например, ежемесячный платеж и предлагая длительные рассрочки. Многие ли возвращают долги? За девять месяцев 592 тыс. россиян полностью закрыли свои просроченные долги, переуступленные профессиональным коллекторским организациям (в рамках договора цессии, когда один кредитор - банк или МФО - передает свои права на задолженность другому, то есть ПКО). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года таких людей стало больше на 54%, а сумма возросла на 30%. По прогнозу НАПКА, к концу 2025 года просроченную задолженность смогут погасить более 800 тыс. человек на общую сумму около 50 млрд руб. (полная сумма долга, проданного кредитором изначально в рамках договора цессии, до дисконтирования и применения других инструментов). То есть за пять лет от долга полностью избавятся около 1,8 млн россиян, следует из прогноза и статистики НАПКА на основе консолидированных данных крупнейших ПКО, которую изучила "РГ". В чем причины роста объема погашений? Значительный рост числа урегулированных долгов эксперты связывают с трансформацией подходов в работе ПКО. Они все чаще фокусируются на поиске решений на досудебной стадии, предлагая индивидуальные условия - от снижения ежемесячного платежа до длительных рассрочек сроком до 720 дней и даже "заморозки" платежей в случае временных трудностей. Тем, кто готов быстро решить проблему, взыскатели могут предложить списание до 60% от задолженности, отмечает Павел Михмель, управляющий директор ПКБ. Все эти инструменты побуждают клиентов начать работать с долгом, отмечают в пресс-службе НАПКА. Рост обусловлен как активной работой профессиональных взыскателей на досудебной стадии, так и увеличением общего объема просроченной задолженности в стране, отмечает Евгения Уткина, заместитель генерального директора АБК. Коллекторы, по ее словам, стараются использовать "методы soft collection", то есть доводить информацию о просрочке и способах погашения задолженности привычными для клиента способами: СМС, голосовыми или текстовыми сообщениями, а также сообщениями на электронную почту и роботами-операторами. Но самым эффективным остается живой разговор, рассказала "РГ" Уткина. "Уровень просроченной задолженности по банковской системе в целом растет, но в приведенной статистике речь идет о кредитах, выданных несколько лет назад. Такова специфика цессионных портфелей, то есть портфелей, купленных у первичных кредиторов. Тенденция роста закрытых долгов объясняется несколькими причинами. Во-первых, растут реальные располагаемые доходы населения. Кроме того, взыскатели активно масштабируют программы лояльности, которые подразумевают рассрочки на погашение проблемного долга, дисконты (скидки) к телу долга до 10-70% и сочетание этих опций. Средний срок полного закрытия задолженности с льготами составляет около двух месяцев", - объяснил "РГ" генеральный директор сервиса по возврату просроченной задолженности ID Collect Александр Васильев. Повышается и финансовая грамотность: клиенты чаще осознают важность хорошей кредитной истории для будущего финансового планирования, говорит Михмель. И за счет досудебной работы профессиональным взыскателям борются с так называемыми раздолжнотелями, которые обещают быстрое списание долгов через банкротство, но умалчивают о его негативных последствиях, добавила Уткина. "Портфель в работе нашей компании - более 4 млн клиентов - демонстрирует ежемесячные темпы роста по среднему платежу на протяжении последних трех лет. Более половины клиентов, на основании заключенных договоров рефинансирования, погашают задолженность досудебно", - поделился Михмель. Основную часть портфеля банковской цессии составляет задолженность по кредитам наличными и кредитным картам. "Средняя сумма просроченной кредитки на сентябрь по нашему портфелю составляет около 100 тыс. руб., кэш-кредиту - более 300 тыс. руб.", - отмечает Васильев. Как люди возвращают долги? К середине 2025 года объем просроченной задолженности по потребительским кредитам достиг в России 1,5 трлн руб., говорит Татьяна Белянчикова, доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова. По данным регулятора, доля просроченной задолженности в розничных кредитах банков составляет около 5% от портфеля. "Особого внимания заслуживает просрочка на 90 и более календарных дней. Антирекорды в этом смысле бьют ипотечные кредиты и кредитные карты. - добавила эксперт. - Причины возникновения просрочки понятны: тут и высокая процентная ставка, составляющая по потребительским кредитам в среднем 35% годовых, и уровень инфляции, и накопившиеся за предыдущие годы долги заемщиков с очень высокой долговой нагрузкой". Последние годы Банк России использует меры макропруденциального регулирования, чтобы дестимулировать банки кредитовать таких граждан. Но ряд непогашенных кредитов остались. Есть те, кто имеет техническую просрочку - всего на один-два дня. Есть и люди с ситуационной - до месяца. "Если речь о длительной просрочке, когда долг банку не возвращается больше месяца, то кредитное досье клиента передается банком в отдел взыскания. Если срок превышает даже три месяца, тогда у банка появляется право обратиться в суд и взыскать весь долг досрочно. Порою он не желает утруждать себя вопросами взыскания задолженности, перепродает ее и поручает это специализированным "собирателям денег" - коллекторам", - объясняет Белянчикова. Официальные коллекторские агентства должны соблюдать определенные правила при взаимодействии с заемщиками, определенные законодательством. По словам эксперта, сначала банк будет пытаться вернуть долг своими силами, а затем в ряде случаев он может обратиться к коллекторам. Если это не сработает, банк или коллекторская компания, которой был уступлен "плохой" долг, могут обращаться в суд и службу судебных приставов. Если у заемщика есть поручители, потребовать вернуть долг могут у них. Если по кредитному договору предусмотрено обеспечение в виде залога, то имущество может быть продано. "Но лучше не доводить дело до такого. Что делать, если просрочка случилась? Не нужно прятаться от банка. Долг от этого не погасится, а просрочка возрастет, к ней добавятся предусмотренные договором неустойки - штрафы, пени, повышенные проценты. Нужно попытаться договориться с банком о реструктуризации долга, предоставлении кредитных каникул, в случае отсутствия текущей просроченной задолженности - о рефинансировании долга в вашем или другом банке", - советует эксперт. Есть ситуации, когда при предоставлении нужных документов банк не сможет отказать в предоставлении кредитных каникул: например, при снижении дохода на 30% и более и при возникновении чрезвычайной ситуации. "Есть и ряд других обстоятельств, при которых банк идет навстречу клиенту. Ведь для него главное - обеспечить возвратность кредита. При реструктуризации можно говорить о снижении процентной ставки, уменьшении или отмене неустойки, изменении графика погашения. А если просрочка все-таки случилась - нужно попытаться погасить ее, а затем постараться провести реструктуризацию или рефинансирование на более выгодных для себя условиях. Тем более, что сегодняшний курс регулятора на снижение ключевой ставки дает возможность получить такой новый кредит взамен существующего или существующих", - добавила Белянчикова. Источник - RG.ru Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|


