«Лайтхаус» и «Токеон» начали готовиться к возможным выпускам ЦФА от госорганов
21.12.2023 \ Все про цифру
Операторы информационных систем (ОИС) начали готовиться к размещению выпусков цифровых финансовых активов (ЦФА), эмитентами которых станут органы исполнительной власти. Об этом «Ведомостям» рассказали в двух ОИС. Возможность выпуска таких инструментов с субъектами Российской Федерации прорабатывает финансовая экосистема «Лайтхаус», сообщил ее генеральный директор Денис Иорданиди. Также переговоры с органами государственной власти о возможности выпуска ЦФА вместо классических облигаций ведет платформа «Токеон», подтвердил ее директор по развитию Артем Лаптев. Правовые нюансы ЦФА потенциально могут быть удобным инструментом привлечения средств корпораций и физлиц для государственных и муниципальных структур, уверен Иорданиди. К ним относятся министерства, профильные агентства и комитеты, службы, администрации, мэрии и другие казенные структуры, уточнил директор по продуктам «Атомайза» Павел Сидоркин. У всех государственных структур есть свои подведомственные организации и на всех уровнях действуют проекты с частно-государственным партнерством, добавил Сидоркин. Субъекты используют заемные средства для реализации этих проектов, а ЦФА наряду с классическими ценными бумагами являются эффективным инструментом заимствования, объяснил Иорданиди. Но ЦФА более гибкие, и в них можно закладывать самые разные условия, добавил Лаптев. В качестве примера директор по развитию «Токеона» привел условный проект по строительству платной дороги. Технически органы исполнительной власти могут привлечь финансирование через гибридные цифровые права (ГЦП), допустил Лаптев. Он отметил, что с помощью этого инструмента инвесторам можно предложить выплату процентов на уровне купонов по облигациям или возможность пользоваться платной дорогой на более выгодных условиях. Точечно субъекты уже заинтересовались цифровыми активами и рассматривают возможность их выпуска, подчеркнул Иорданиди. Он не уточнил, о каких именно структурах идет речь, и добавил, что конкретных соглашений в этой области пока не заключено. Спрос на ЦФА со стороны госорганов ограничен, так как в бюджетном законодательстве пока нет норм, связанных с ЦФА, отметила управляющий директор по рейтингам структурированного финансирования агентства «Эксперт РА» Александра Веролайнен. В то же время по закону о ЦФА эмитентами могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, добавила топ-менеджер. В Гражданском кодексе подчеркивается, что государственный орган не является юридическим лицом. С другой стороны, закон позволяет выпускать ЦФА любым коммерческим и некоммерческим организациям, а госорганы часто зарегистрированы в ЕГРЮЛ именно как некоммерческие структуры, например учреждения, уточнил генеральный директор юридического бюро Sagrada Олег Ушаков. Он считает, что формально они могут быть эмитентами цифровых активов. Но чтобы избежать сомнений, было бы целесообразно прямо уточнить в законе, что наряду с прочими возможность выпуска ЦФА есть также у Российской Федерации и ее субъектов в лице уполномоченных органов, подчеркнул юрист. Еще одним вариантом для органов исполнительной власти Ушаков назвал использование связанных с государством или субъектом компаний специального назначения. В этом случае необходимо, чтобы средства на погашение долга были заложены в бюджет, подчеркнул эксперт. Он отметил, что иногда к такой практике прибегают при выпуске облигаций федерального или муниципального займа. Ушаков также добавил, что госорганы могут заключить контракт о размещении с любым из 10 российских операторов ЦФА, но его выбор обязательно должен быть обоснован проведением конкурсных процедур. Готовы ли ОИС к выпускам Облигации государственного и муниципального займа традиционно считаются наиболее надежными инструментами для инвестирования за счет своей стабильности. ЦФА от органов исполнительной власти могут стать не менее стабильными, поскольку обязательства по выпускам будут выполнять те же эмитенты, прогнозирует Иорданиди. Есть небольшие отличия в регулировании ЦФА и облигаций, но принципиальной разницы, которая бы делала один инструмент надежнее другого, нет, добавил Лаптев. Но важно уточнить, что гарантированную доходность инвесторам обеспечивает именно государственная или муниципальная структура, добавили топ-менеджеры «Лайтхауса», «Токеона» и «Атомайза». Если же в роли эмитента выступает какая-либо учрежденная госорганом структура, то риски дефолта повышаются, уточнили эксперты. Веролайнен отметила, что инфраструктура выпусков российских ЦФА построена на базе не публичных, а приватных блокчейнов ОИС, поднадзорных Банку России и входящих в специальный реестр. По этой причине кроме риска эмитента и условий конкретного инструмента инвестор на рынке ЦФА должен также учитывать кредитные, инфраструктурные и возможные технологические риски платформы, на которой выпускается ЦФА. На текущий момент в реестры ЦБ включены 10 ОИС и один оператор обмена ЦФА. Операторы различаются по своему профилю и бизнес-моделям и пока не интегрированы между собой. Повышения ликвидности и уровня надежности на рынке ЦФА можно добиться за счет достижения интероперабельности платформ, подчеркнула топ-менеджер «Эксперт РА». Юридически проведение выпуска ЦФА от госоргана для ОИС ничем не отличается от выпуска коммерческой структуры, отметил Иорданиди. Но фактически для такого выпуска операторам нужно обладать клиентской емкостью по физлицам, сравнимой с емкостью брокеров, и пока по этому показателю у всех ОИС низкая степень готовности, добавил руководитель «Лайтхауса». Это связано с тем, что в настоящий момент операторы ЦФА по большей части предлагают инструменты для квалифицированных инвесторов, а также площадкам значительно труднее ввести удобную упрощенную идентификацию пользователей, чем брокерам, пояснил эксперт. Источник - Ведомости Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|


