Ценные бумаги по наследству: как оформить при жизни и как получить
05.11.2025 \ АРБ шпаргалка
Бумеры, создавшие капитал своим трудом, начинают передавать его по наследству. Ольга Лежнева из Go Invest рассказала, как правильно наследовать ценные бумаги, что делать владельцам и наследникам и какие возможны расходы Беби-бумеры начинают передавать активы следующему поколению. Они создали свои капиталы усердным трудом и прекрасно знают цену каждому рублю. Даже завершив активную карьеру, они не перестают управлять своими средствами и продолжают инвестировать, чтобы грамотно распорядиться накопленным благосостоянием и оказать поддержку детям и внукам. Как правильно наследовать ценные бумаги , что должен сделать владелец активов, как действовать наследникам и какие расходы возможны, рассказала директор по клиентскому сервису Go Invest Ольга Лежнева. Беби-бумеры — это одно из поколений, описанных в книге Нила Хоува и Уильяма Штрауса «Поколения: история будущего Америки от 1584 до 2060 года». Согласно их теории, к этой группе относят людей, рожденных с 1946 по 1964 год. Название поколения беби-бумеров связано со всплеском рождаемости, произошедшим после Второй мировой войны и известным как беби-бум. Как правильно составить завещание на ценные бумаги Акции, облигации и иные ценные бумаги наследуются по тем же нормам, что и квартира, автомобиль или вклад. Ключевая основа — завещание. Если оно составлено, бумаги получают лица, указанные в документе. При этом сохраняется право на обязательную долю для отдельных родственников: несовершеннолетних детей, пожилых родителей и нетрудоспособных иждивенцев. Такая доля равна 50% от той, которую они получили бы по закону при отсутствии завещания. Завещание оформляют у нотариуса. В тексте лучше перечислить максимум идентифицирующих данных: наименование брокера, номер счета, ISIN бумаг и их количество. Завещать брокерский счет целиком нельзя, передаются конкретные активы. Для того чтобы документ распространялся и на будущие покупки, добавьте формулировку про иные ценные бумаги, иначе новые позиции будут наследоваться по закону в порядке очереди, а не по завещанию. Что делать наследникам, если завещания нет Порядок определяется очередностью. Первыми право на наследство имеют супруг, дети и родители. При этом супруг сначала выделяет свою долю в совместно нажитом имуществе, она в наследственную массу не входит. Оставшаяся часть делится между наследниками. При отсутствии наследников первой очереди имущество переходит братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам, а затем — более дальним родственникам. Ценные бумаги можно наследовать и иначе, например через личный фонд — популярный современный инструмент управления наследством. Расскажем, как это работает. Владелец активов при жизни передает их в созданный им фонд. В уставе он заранее определяет все правила управления капиталом, которые остаются в силе и после его смерти. Такой фонд продолжает работать в соответствии с волей учредителя и защищен от ликвидации со стороны управляющих органов. Этот инструмент позволяет выстроить долгосрочную стратегию сохранения и приумножения состояния, оградить капитал от рисков, связанных с неопытностью наследников, и обеспечить полную конфиденциальность процесса. Чек-лист для владельца ценных бумаг • Составить подробное завещание у нотариуса с указанием точных реквизитов счетов, перечнем активов, включая оговорку про иные ценные бумаги, или создать личный фонд и передать активы в его управление. • Если наследников несколько, лучше указывать не доли, а конкретное количество бумаг. Дробление бумаг усложняет техническую передачу в депозитарии и реестре. • Определить перечень необходимых отчетов и выписок, контактов брокера, депозитария и регистратора и хранить их в одном месте. • Проинформировать наследников о месте нахождения счетов и выписок. Это ускорит поиск активов в рамках наследственного дела и впоследствии облегчит подтверждение цены покупки и поможет уменьшить налогооблагаемую базу у наследников. • Возможно, ознакомить наследника с составом портфеля для выработки инвестиционной стратегии. Что нужно будет сделать наследнику По наследству переходят все ценные бумаги, которые принадлежали умершему: акции, облигации, паи биржевых фондов ( ETF ). Они могут учитываться на брокерском счете или в реестре акционеров. Исключение составляют активы, переданные в личный фонд, они распределяются согласно условиям фонда. Процесс оформления наследства состоит из нескольких обязательных этапов: 1. Своевременное обращение к нотариусу. В течение шести месяцев со дня смерти наследодателя нужно подать заявление о вступлении в наследство. Проверить, открыто ли наследственное дело, можно на сайте Федеральной нотариальной палаты. Пропуск срока приведет к необходимости судебного разбирательства; 2. Поиск активов. Нотариус направляет запросы в депозитарии и регистраторы. Для сбора полной информации наследнику стоит передать нотариусу всю известную информацию о брокерских счетах и активах;
3. Оценка и оплата пошлины. Для расчета госпошлины нужна официальная оценка рыночной стоимости бумаг на дату смерти. Размер пошлины зависит от степени родства: 4. Переоформление прав. Получив свидетельство о праве на наследство, нужно обратиться в депозитарий (или к регистратору) и открыть счет на свое имя. Далее происходит фактический переход прав собственности: бумаги списываются со счета умершего и зачисляются на счет наследника. После оформления все бумаги становятся частью инвестиционного портфеля наследника; 5. Инвестиции. Брокер или инвестиционный менеджер могут помочь с переводом активов. После завершения процесса наследник полностью распоряжается своими активами: продает и покупает новые активы, получает дивиденды и купонный доход. Что наследнику стоит знать о налогах Получение наследства не облагается налогом, но налоговая обязанность может возникнуть при последующей продаже активов. Если бумаги продаются дороже, чем они были куплены первоначальным владельцем, разница признается налогооблагаемым доходом и с нее удерживаются налоги. Налоги при последующей продаже Для корректного расчета налога необходимы документы, подтверждающие затраты наследодателя на приобретение ценных бумаг. Это могут быть брокерские и депозитарные отчеты, если ценные бумаги были куплены через брокера, либо договоры купли-продажи, если наследодатель приобретал ценные бумаги самостоятельно — в таком случае также понадобятся платежные документы. Публичные акции оцениваются проще из-за наличия рыночных котировок. Непубличные компании потребуют отчет оценщика, запрос данных и финансовые модели, что увеличивает расходы и срок подготовки. Если унаследованные бумаги продаются дороже, чем их покупал первоначальный владелец, положительная разница облагается НДФЛ и будет удержана брокером. Если наследник открывает счет у того же брокера, где бумаги приобретались, расчет обычно проходит автоматически. Чек-лист для наследника
Собрать отчеты исходного брокера, чтобы подтвердить цену приобретения и корректно рассчитать налог при продаже. Такая подготовка ускорит переоформление, снизит риск задержек при депозитарных переводах и поможет оптимизировать налогооблагаемую базу.
Директор по клиентскому сервису Источник - РБК Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|


