Словакия — страна бесконтактных платежей

06.08.2013   \  Тенденции рынка

Словакия стала европейским флагманом рынка бесконтактных технологий после успеха проекта с участием Visa Europe, Tatra Banka Словакия и испанской компании Telefonica O2.

Всего лишь за первый месяц работы с помощью бесконтактных технологий было совершено более миллиона транзакций.

Об этом пишет издание Cards International.

Успех настолько вдохновил финансистов, что теперь, по словам Сандры Альцетта, старшего вице-президента Visa Europe, 60% выпускаемых в Словакии банковских карт поддерживают бесконтактную технологию.

Tatra Banka, подразделение Raiffeisen International Bank, ввел бесконтактные платежи в 2010 году. С тех пор их объем бесконтактных платежей в рамках бизнеса банка в Словакии поднялся с 3,3 млн евро в 2011 году до 16,5 млн евро в 2012 году.

«Теперь мы можем говорить о том, что люди доверяют нашим бесконтактным картам. На протяжении всех трех лет работы у нас не было ни одного покупателя, который бы сообщил о случаях мошенничества. Крупные технологичные мошенники не заинтересованы в воровстве совсем небольших сумм с карточек клиентов», — поясняет Люсия Судова, начальник отдела розничных продуктов Tatra Banka.

Street-Scene-Of-Nitra-Slovakia-1600x1222.jpg

Словакия стала европейским флагманом рынка бесконтактных технологий. Фото с сайта http://d1vmp8zzttzftq.cloudfront.net/

В начале года этот банк вступил в партнерство с оператором сотовой связи O2. Цель сотрудничества — разработать новое решение на основе SIM-карты, позволяющее клиентам Tatra Banka использовать смартфоны с поддержкой NFC для платежей в любом из 12 тысяч бесконтактных терминалов, расположенных в розничных магазинах по всей территории Словакии.

«После того, как в 2010 году мы внедрили систему бесконтактных платежных карт, объемы их использования стремительно возросли. И сегодня наши клиенты с удовольствием осуществляют платежи, используя только свой мобильный телефон», — говорит Майкл Лидай, член Совета директоров Tatra Banka.

Знания о дистанционных сервисах

На этом фоне знания российских клиентов о современных финансовых технологиях выглядят весьма консервативно и скромно.

Несмотря на то, что две трети россиян хорошо знают, что такое кредитная карта, а половина – что такое дебетовый пластик, информированность в отношении электронных кошельков, интернет-банкинга и мобильного банкинга пока находится на крайне низком уровне.

К примеру, четверть россиян вообще ни разу не слышали об интернет-банкинге. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

О кредитных картах наиболее информированы россияне в возрасте от 25 до 34 лет. Хорошими знаниями о дебетовых картах обладает более широкая группа населения - от 25 до 44 лет, то есть наиболее экономически активная часть.

Предоплаченные карты на сегодняшний день малоизвестны и наиболее информированы о них те, кому 25 — 34 лет.

Общий уровень знаний россиян о дистанционных сервисах пока невысок (от 37% до 33%). И наибольшая информированность, как и следовало ожидать, наблюдается в самой молодой (но не самой платежеспособной) группе пользователей — от 18 до 24 лет.

Так, например, хорошо знают, что такое электронный кошелек 58% представителей молодежи, что такое мобильный банк — 57%, а про интернет-банк информированы 46% молодых респондентов.

Разумеется, в таких условиях российским банкам надо как можно больше времени и сил уделять просвещению своих потенциальных клиентов.

Не раз доказано, что чем больше осведомленность клиента о предоставляемых ему возможностях, тем выше шансы, что он ими воспользуется.

Кроме банков заниматься этим, к сожалению, некому. И только от них зависит, будет ли наш банковский рынок, наконец, идти в ногу со временем.

Moscow-Russia-City.jpg

Общий уровень знаний россиян о дистанционных сервисах пока невысок. Фото с сайта http://www.globe-walls.com/
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
0
Сергей ООО «ИК «Окей Брокер», Заместитель директора Аналитического департамента
06.08.2013 12:14:56
Опыт Словакии, бесспорно, заслуживает похвалы. Отрадно видеть то, что этот опыт фактически не сопровождали отрицательные ноты. По данным специалистов Tatra Banka, за все три года использования бесконтактной технологии не было выявлено ни одного случая мошенничества.
Подобная технология – бесспорное ноу-хау в банковском мире (особенно выглядела так в 2010 г., да и сейчас пока еще не очень-то широко используется в мире), а к таких сервисам население, как правило, поначалу относится с недоверием. Очень важно, чтобы негативный опыт, полученный в результате их внедрения, был сведён к минимуму. Здесь даже несколько неприятных историй могут сильно подорвать доверие к сервису (вспомним случаи списания средств с бесконтактной карт без ведома владельцев в магазинах Великобритании, о чём ранее писали в АРБ: http://arb.ru/b2b/trends/8123027/)
Правильно сделали, что пошли ещё дальше, решив дать возможно вообще обходиться без «пластика» (даже дистанционно), сфокусировавшись и на смартфонах. У этой затеи, на наш взгляд, отличное будущее.
Ссылка 0
0
Евгений Агентство коммуникаций «Ять», Главный аналитик
06.08.2013 12:16:58
Статистика весьма странная субстанция – при отсутствии ключевых данных нельзя безоговорочно отдавать лавры только одной стране (мы не знаем данных по средней сумме платежа, количеству эмитированных банковских карт на одного жителя Словакии, количество транзакций зарубежных эмитентов, индекс потребительской активности и тому подобное).

Технология бесконтактных платежей, несмотря на ее насильное навязывание, никак не может сдвинуться с точки своего рождения и начать покорять мир. В качестве стимулирующих действий в смартфоны встраиваются приложения для бесконтактных платежей, городской транспорт и магазины оборудуются специальной инфраструктурой, – а объемы платежей не увеличиваются.

Проблема не в ментальности населения или национальных покупательских особенностях - будь то словаки, британцы или русские. И дело даже не в отсутствии инфраструктуры как таковой – уж сколько за последние годы мы видели скепсиса по поводу развития банковских платежных карт. То магазины не готовы, то банкоматов мало, то мошенников много, то люди чрезмерно консервативны и привыкли к наличным. Однако спустя пару десятков лет Европа уже не видит иных вариантов. Только карты, даже при покупке хлеба.

Вероятно, технология бесконтактных платежей на сегодня просто не интересна потребителям. Потребитель пока силится разобраться с технологией чипа. И миллион транзакций в отдельно взятой стране - с ее туристическим потенциалом и покупательскими особенностями – это не показатель для сравнения.

Но тенденция постепенно становится ощутимой. Чем больше в проекте продвижения в массы будет принимать участие сотовых операторов, работодателей, предприятий сервиса и торговли, платежных систем – тем незаметнее мы, то есть потребители, перейдем на технологии бесконтактных платежей.
Ссылка 0
0
Алексей Газнефтьбанк, Председатель Правления
07.08.2013 11:58:16
Опыт Словакии крайне интересен даже не столько с точки зрения широты внедрения технологии – удобство бесконтактных платежей для конечного потребителя не вызывает вопросов, обычно это скорее вопрос инвестиций в развитие системы.
А вот действительно интересен тот факт, что у них ни разу не фиксировались факты мошенничества. Это выглядит с одной стороны крайне позитивно, с другой стороны вызывает сомнения. Не секрет, что одним из распространенных вариантов кибермошенничества, к тому же еще и одним из самых сложно расследуемых, является кража мелких сумм сразу со многих счетов. Часто банки даже не ведут отдельных расследований по каждому такому факту, а значит и не могут заметить совокупного получателя краденого. Банкам в этом случае с экономической и репутационной точки зрения проще возмещать клиенту нанесенный ущерб. Поэтому может и в Словакии ситуация не настолько позитивна. Интересна же именно реальная картина мелкого воровства на бесконтактных платежах, которую не так просто получить.
Говоря же об осведомленности россиян о дистанционных услугах банков, следует обратить внимание на то, что наиболее хорошо знакомы с ними именно в группе 18-24, т.е. это клиенты, востребованность банковских услуг у которых в ближайшие годы будет только расти.
Поэтому банкам, не освоившим дистанционные сервисы, следует позаботиться об этом уже сейчас. В ближайшие годы можно прогнозировать достаточно большой рост востребованности этих услуг, даже и без дополнительного информирования клиентов: просто аудитория хорошо знакомая с ними повзрослеет и будет выбирать те банки, которые удобнее в плане дистанционных сервисов.
Ссылка 0
0
Дмитрий «Миллениум Банк» (ЗАО), Руководитель департамента розничного бизнеса
09.08.2013 10:35:28
Бесконтактные платежи - это те флагманские продукты, которые активно продвигаются платежными системами MasterCard и VISA последние пару лет. Технология позволяет заметно ускорить процесс оплаты картой, поскольку пропадает необходимость подписывать чек, вводить пин-код и сверять данные владельца карты. А скорость проведения платежей – весомый довод в пользу безналичных операций при совершении покупки.
Основным сегментом для применения карт с возможностью бесконтактных платежей являются так называемые Low Value Payments, т.е. платежи на небольшую сумму, которые потребитель совершает на регулярной основе, например, оплата проезда в транспорте, покупка в сетях быстрого питания, покупка цветов и прочее.
С учетом технологий, которые позволяют уйти от классических пластиковых карт (предоплаченный бесконтактный чип может быть реализован в виде стикера на мобильном телефоне, может быть встроен в спортивные часы и принимать любые другие формы, продиктованные маркетингом), думаю, это направление в сфере безналичных платежей будет и дальше активно развиваться. Проект в Словакии тому хороший пример. Да и в России данная технология тоже находит свое применение в некоторых сетях бензозаправочных станций, сетях супермаркетов и проч., и, думаю, со временем будет востребована еще больше.
Ссылка 0
0
Максим Национальное рейтинговое агентство, Начальник методического отдела
13.08.2013 17:02:31
В Словакии проживает 5,4 млн. человек, при этом около 2 млн. туристов посещает страну ежегодно, большинство приезжают из соседней Чехии и стран Евросоюза. Подавляющее большинство банков страны являются либо дочерними структурами банков Европы, либо их филиалами. На долю иностранных банков приходится более 85 % активов всей системы.

Банковская система Словакии вполне благополучно прошла кризис 2008-2009 годов.

Страна имеет низкий уровень госдолга относительно ВВП, что определяет относительно благополучное ее положение на фоне общеевропейского долгового кризиса, который начался условно с 2011.

Не исключено, что Словакия стала пилотным проектом платежных систем и сотовых операторов по внедрению технологии бесконтактных платежей, будучи идеальной тестовой площадкой с точки зрения ее «типичности» как средней европейской экономики. Также активное тестирование этих систем ведется в Польше, Болгарии, Румынии, Турции и Италии. Тем не менее, даже в Словакии, отдельно отмеченной VISA, всего 7 % платежей являются бесконтактными, хотя по доле «мелких» платежей (менее 20 евро) бесконтактные платежи составляют в Словакии уже более 60 %.

В России бесконтактные платежи пока не очень развиты. Основной причиной является недостаток развития безналичных расчетов среди платежей физлиц в принципе, сопровождаемый любовью розничных торговых точек к наличным, и меньшей распространенностью самой возможности для физлиц осуществлять платежи по картам. В числе других причин слабого развития безналичных расчетов в РФ, помимо низкой финансовой грамотности населения, можно отметить высокую долю зарплат, выплачиваемых в серой и черной форме (в конвертах) при повышенном уровне налогообложения фонда оплаты труда; высокую долю теневого бизнеса среди предприятий розничной торговли (по тем же налоговым и административным причинам, по причинам низкого уровня сотрудничества предприятий розничной торговли и кредитующих их банков – так сложилось). Кроме того, доля розничных кредитов в ВВП, которая в Восточной Европе значительно опережает российскую, способствует развитию безналичных платежей, т.к. розничное кредитование в последние годы в основном развивается через кредиты на карты (и под будущую зарплату).

России, для того, чтобы увеличить число безналичных, а конкретнее – и бесконтактных – платежей, необходимо не только повышать грамотность населения, но и путем налогового и кредитного стимулирования развивать традиционные для Европы формы отношений: зарплаты, выплачиваемые официально на банковские карты; безналичные расчеты при всех видах покупок – от крупных до мелких; потребительское кредитование по картам; кредитование малого и среднего бизнеса, способствующего заинтересованности последнего в активном сотрудничестве с банками, в том числе и во внедрении терминалов для приема платежей по картам и бесконтактных платежей.
Ссылка 0