Роль маркетинга в современном банке
30.04.2015 \ Тенденции рынка
Фото с сайта http://www.metroaction.org/
Комментарии экспертов:
Алексей Захаров
, Аксиния Евграфова
, Александр Попов
Соответствует ли маркетинговый департамент вашего банка современным реалиям? Глава маркетингового подразделения по важности выполняемых функций должен занимать одно из ключевых мест в президиуме банковских топ-менеджеров. Однако это можно встретить далеко не везде. И чаще всего маркетологам постоянно приходится доказывать высшему руководству компании ценность и значимость своих департаментов. Американский маркетолог Кевин Тинан из Liberty Bank рассуждает о том, как менялась роль маркетологов в банковском бизнесе с течением времени и каковы нынешние реалии в этой сфере.
Регуляторы банковского рынка подавляли конкуренцию, контролируя все аспекты банковской деятельности: денежные поступления, финансовые операции, изменение долей рынка, набор предлагаемых продуктов, услуг и даже банковские рейтинги. А ключевыми фигурами на этом поле были прежде всего бухгалтеры, кредитные консультанты и специалисты по продажам. В 1970-х ситуация постепенно начала меняться, и маркетологи стали считаться все более значимыми специалистами. В штате финансовых компаний стали появляться такие позиции как «директор по маркетингу», однако роль этих сотрудников пока большей частью сводилась к тому, чтобы размещать рекламу и администрировать расходы, направляемые на благотворительность или выплату премий сотрудникам. Но те времена прошли. С развитием виртуального банкинга и появлением «разрушителей» традиционного рынка – технологических компаний, предлагающих финансовые услуги, – хороший маркетолог стал по-настоящему востребованным специалистом.
Кевин Тинан считает, что значимость маркетинга в современной банковской сфере настолько высока, что нынешний этап вполне можно называть «золотым веком» маркетинга. Именно в сфере маркетинга ведется основная борьба, проигрываются или выигрываются настоящие войны, рушатся или расцветают бизнес-империи. Мир изменился. Теперь уже не банкиры определяют свою продуктовую линейку, а потребители открыто говорят о своих желаниях и потребностях. Клиентам нужны скорость и удобство обслуживания, причем получать все это они хотят постоянно и бесплатно. У банкиров нет выхода. Если они не предоставят желаемое вовремя, то люди пойдут к конкурентам. Понимать рынок и чувствовать желания потребителейСлышать клиента и отвечать ему – вот суть нынешней работы на финансовом рынке. И никто не способен справиться с решением этой задачи лучше, чем маркетологи. В ситуации, когда потребители – короли, а конкуренция становится жестче с каждым днем, маркетинг должен быть главным источником данных для стратегии принятия решений. Департамент розничного маркетинга теперь мало чем напоминает маркетинговый отдел прежних лет. Контент-разработчики, цифровые аналитики, инженеры соцмедиа и специалисты по взаимодействию – новые названия должностей сотрудников маркетингового подразделения, показывают, насколько широко простирается сфера современного банковского маркетинга.
Функции цифровых аналитиков гораздо шире простого анализа входящих электронных сообщений. Они должны обеспечивать сбор данных о поведении представителей целевой аудитории, интересной банку. При этом в их числе обязательно должны быть сотрудники, которые, основываясь на полученной статистике, будут заниматься выбором площадок для размещения рекламы и публикаций. К сожалению, многие банки идут по ложному пути: они не выделают цифровой анализ в отдельное направление, а просто включают соответствующего специалиста в какой-либо из существующих банковских департаментов. Это большая ошибка. Цифровой мир – это не просто социальные сети и онлайн СМИ. Это сложная и многогранная система доставки информации, которая объединяет самые разные каналы взаимодействия с потребителями: предоставление онлайн услуг и консультаций, мобильный банкинг и работа мобильных приложений, мониторинг СМИ и блогов, реклама на сторонних ресурсах (например, в других финансовых или новостных мобильных приложениях) и так далее. Соответственно, отдел маркетинга в современном банке должен быть перестроен таким образом, чтобы его деятельность в числе прочего охватывала все аспекты «цифровой» жизни компании.
Так, банки, которые активно собирали и анализировали статистическую информацию о своих потребителях, смогли более чем вдвое увеличить прибыль по сравнению с теми, кто оставлял столь ценную информацию без внимания. Такие банки имеют несравненно более высокие шансы получить преданных и лояльных клиентов, а также оптимизировать затраты и сократить издержки на привлечение новых потребителей.
Маркетологи должны иметь базу данных потребителей, сегментированную по социоэкономическим показателям, а также разработать четкую стратегию завоевания лояльности и привлечения новых наиболее платежеспособных клиентов. Для этого нужно прежде всего понимать, какие именно продукты и услуги хотели бы видеть люди в своем «идеальном банке». Ведь каждый рубль или доллар, потраченный на привлечение новых потребителей, должен иметь определенную рентабельность. И кому, как не маркетологу, это должно быть понятно лучше всех.
Директор по маркетингу – это своеобразный «потребительский адвокат» внутри финансовой корпорации. Фото с сайта http://bkmmarketing.com/ |
|


