Как меняется поведение потребителей
06.08.2015 \ Тенденции рынка
Фото с сайта http://www.trbimg.com/
Комментарии экспертов:
Татьяна Жмерева
В ходе разнообразных опросов многие потребители сообщают, что до сих пор предпочитают посещать традиционные банковские отделения. Эта статистика вдохновляет банкиров на открытие новых филиалов и офисов. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что люди очень часто ходят в банк с целью самообслуживания – для снятия наличных или оплаты кредита через банкомат, а также для проведения платежей с помощью АТМ.
Профессиональные финансовые консультации становятся все менее востребованы у аудитории, которая предпочитает выискивать информацию самостоятельно в интернете или мобильном приложении, в удобное для себя время, без лишней спешки. Судя по всему, все ближе становится момент истины для банков: либо традиционные офисы должны обрести «второе дыхание» и стать провайдерами новых функций, либо они должны отмереть за ненадобностью. Наиболее востребованные услугиТакие тенденции уже ощутимы в самых разных частях света. В России многие потребители финансовых услуг также уже предпочитают цифровые технологии непосредственному общению со специалистом. Интернет-банкинг – наиболее востребованная и универсальная банковская услуга среди компаний. Такие результаты были представлены Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) по результатам всероссийского опроса предпринимателей, проведенного в июне 2015 года.
При этом в большей степени это свойственно средним по численности сотрудников организациям (72%), а в меньшей – малому бизнесу (49%).
Зарплатные проекты имеют только 18% предприятий, и такая банковская услуга – третья по популярности среди бизнеса. Однако и здесь наблюдается та же особенность: крупные организации значительно чаще пользуются этим сервисом (45%), нежели средние компании (31%) или малые (10%), пишут специалисты НАФИ.
Хотя, чем крупнее компания, тем чаще они обращаются за такими услугами как лизинг, инкассационный сервис и международные расчеты (их используют 12%, 21% и 9% представителей крупного бизнеса соответственно), отмечают эксперты НАФИ. Факторинг и депозиты «овернайт» — наименее распространенные среди бизнеса банковские услуги: ими пользуются лишь по 1% предприятий. Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ, считает, что в структуре пользования финансовыми услугами существуют географические различия: «Так, доля пользователей кредитными продуктами выше на Юге России, Урале, в Поволжье и на Северном Кавказе, в то время как пользование зарплатным проектом и эквайрингом в большей степени свойственно бизнесменам Сибири и Дальнего Востока. Указанные различия в потребительском поведении объясняются разной отраслевой структурой предприятий и культурными особенностями.
Ориентация на пользование эквайрингом и зарплатным проектом в Сибири и на Дальнем Востоке объясняется более высоким спросом населения на безналичные платежи, формирующимся под влиянием восточных соседей – Южной Кореи и Китая, уровень технологического развития которых значимо выше». Россияне стали меньше инвестироватьЧто же касается российских потребителей финансовых услуг – физических лиц, то их поведение сегодня в большей степени определяется общей экономической ситуацией. Компания Synоvаte Cоmcоn опубликовала результаты ежемесячного мониторинга «Комкон.Антикризис» по итогам замеров в июне 2015 года. Полученные экспертами данные показывают, что в кризис 2015 года россияне стали реже менять рубли на валюту по сравнению с кризисом 2009 года. При этом в 2009 году активнее всего респонденты меняли рубли в апреле (25%) и в июне (24%), что объяснялось падением курса доллара в эти месяцы. Однако во время нынешнего кризиса такой тенденции не наблюдалось. Несмотря на значительные колебания курса, всплеска валютных операций не происходит. Одновременно с этим россияне в 2015 году стали меньше делать инвестиции по сравнению с 2009 годом. Это объясняется тем, что все крупные покупки (недвижимость, технику) наши соотечественники сделали перед новогодними праздниками, когда отмечался настоящий «покупательский бум». Кроме того, люди стали чаще снимать деньги со счетов в банках, при этом больше всего средств (36%) обналичивали на текущие расходы. Это связано с увеличением использования пластиковых карт. Активного перехода россиян в другие банки не наблюдается: с начала 2015 года доля людей, которые перевели деньги в другой банк, держится на уровне 14-16%.
В кризис 2015 года россияне стали реже менять рубли на валюту по сравнению с кризисом 2009 года. Фото с сайта http://insight.equifax.com/ |
|


