Аналитика шаг за шагом. Искусственный интеллект в аналитике
19.01.2021 \ Тенденции рынка
О стремительно растущей популярности искусственного интеллекта (ИИ) и феноменальном отсутствии общепринятого определения этого понятия, о наиболее освоенных областях применения ИИ в банках и о перспективах и выгодах встраивания ИИ в аналитику – в третьем материале заместитель генерального директора по развитию бизнеса Intersoft Lab Юлии Амириди, подготовленном специально для сайта АРБ.
2020 год в нашей стране ознаменовался рядом ярких событий в сфере ИИ, среди которых:
Несмотря на популярность темы ИИ, общепринятая трактовка понятия «искусственный интеллект» отсутствует. Исследователи, журналисты, поставщики ПО и пользователи дают десятки собственных определений этого термина. По оценкам экспертов, насчитывается около сотни дефиниций ИИ. Определение, принятое экспертной группой по разработке Стратегии России в ИИ, гласит: «Искусственный интеллект – это комплекс технологических и программных решений, приводящих к результату, аналогичному интеллектуальной деятельности человека, и используемых для решения прикладных задач:
По аналогии с основными функциями человеческого мозга можно выделить три основные направления применения ИИ:
Сегодняшний фокус развития и применения ИИ - машинное обучение (machine learning, сокр. ML), в частности глубокое обучение (deep learning). Глубокие нейронные сети, как другие алгоритмы и подходы машинного обучения находят применение во всех обозначенных выше областях. Локомотивом рынка ИИ выступают финансовый сектор и ритейл. Эти отрасли первыми занялись хранением и обработкой информации в цифровом виде, а присущая им массовость обслуживания обеспечила доступность больших объемов данных. На эти отрасли приходится львиная доля инвестиций в ИИ, а мировой объем вложений, по оценке IDC, к 2024 году достигнет 110 млрд долл. Через три года ИИ охватит не менее трети бизнес-процессов. Так оценивают его перспективы 30% компаний и 41% финансовых организаций, опрошенных изданием MIT Technology Review. Сегодня ИИ наиболее востребован в обслуживании клиентов, разработке продуктов, маркетинге и продажах. Таковы данные последнего глобального исследования McKinsey «Состояние ИИ в 2020 году». Наименее освоенная область - стратегия и корпоративные финансы. Однако внедрение ИИ в эти бизнес-функции обеспечивает наибольший рост доходов, уступая, по мнению участников опроса, лишь маркетингу и продажам. Вероятно, поэтому в ближайшие годы в банках основным направлением инвестирования в технологии ИИ помимо выявления и расследования случаев мошенничества, согласно глобальному прогнозу аналитиков IDC, станет развитие рекомендационных систем. В российских банках, как показал экспресс-анализ открытых публикаций, ИИ преимущественно используется в решении задач, связанных с клиентским обслуживанием, персонализацией предложений, а также выявлением мошеннических операций. Таким образом, в России, как и за рубежом, основными направлениями применения ИИ в банках являются распознавание и осмысление, последнее - в части использования алгоритмов обработки естественного языка. Опираясь на глобальный прогноз IDC, логично предположить, что следующим шагом для ИИ в российских банках станет «освоение» бизнес-аналитики. В частности, использование методов машинного обучения для аналитической поддержки функции прогнозирования в контексте риск-ориентированного управления финансовой результативностью, в таких процессах как стратегическое и финансовое планирование, мониторинг исполнения планов, управление капиталом, ликвидностью и другими видами рисков.
Юлия Амириди, Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|


