Интервью Председателя Правления Банка «Образование» А.В. Миракова для «Национального Банковского Журнала»

С какими вызовами и проблемами чаще всего сталкиваются банки в настоящее время? Насколько правы те, кто уверен в том, что «точкой роста» в посткризисный период снова может стать потребительское кредитование? Есть ли смысл сейчас в наращивании филиальных сетей, или же, напротив, разумнее сокращать их в рамках минимизации издержек? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ председатель правления Банка «Образование» Александр Мираков.

NBJ: Александр Владимирович, как бы Вы оценили тот период, который переживает сейчас российская банковская система? С какими главными вызовами приходится сталкиваться нашим финансово-кредитным организациям?

А. МИРАКОВ: Национальная банковская система переживает непростые времена. Это следствие состояния нашей экономики, составной частью которой банковская система и является. Системообразующие предприятия сталкиваются с падением спроса на свою продукцию, замедлением темпов роста производства, с трудностями при привлечении финансирования – и, конечно же, банки ощущают все эти проблемы на себе. Регулятор ужесточает надзор, и чистка банковской системы осложняет жизнь кредитным организациям и даёт непростой фон.

NBJ: Тем не менее, в последнее время все чаще звучат заявления о том, что наиболее острый период кризиса остался позади. И да, сейчас налицо стагнация, но нет оснований ожидать резкого ухудшения экономической ситуации. Согласны ли Вы с такими выводами? А. МИРАКОВ: Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо, в первую очередь, определиться – имеет ли место потскризисный период, или наша экономика находится в состоянии перманентного кризиса. Признаюсь честно, мне ближе вторая точка зрения. Иногда кризис «скрывается», уходит вглубь, и тогда многим наблюдателям начинает казаться, что он преодолен. А иногда под воздействием внешних факторов он обостряется и становится очевидным и бесспорным – и вот как раз такой период мы пережили в конце прошлого года и в первые несколько месяцев этого года.

NBJ: Правильно ли я понимаю, что бизнес-стратегия Банка «Образование» разрабатывалась с учетом озвученного Вами видения ситуации, и поэтому вносить в нее существенные коррективы в момент обострения кризисных явлений не пришлось? А. МИРАКОВ: Совершенно верно. Мы всегда уделяли большое внимание таким компонентам, как всесторонняя и взвешенная оценка рисков и четкое определение перечня операций, которые мы оказываем клиентам. Вы сами понимаете, что в условиях, когда наблюдается «затишье» или даже экономический рост, многие участники банковского рынка проявляют склонность к либерализации подходов к оценке рисков и к тому, чтобы «расти» в разные стороны, занимаясь развитием всевозможных направлений бизнеса. Мы не придерживаемся подобной стратегии и особенно не разделяем подобного подхода к оценке рисков.

NBJ: Одним из главных вопросов для банков во все времена, и особенно в периоды кризисов является вопрос о фондировании своей деятельности. Расскажите, пожалуйста, о том, как эту задачу решает Банк «Образование», каковы главные источники формирования его пассивной базы.

А. МИРАКОВ: База фондирования банка хорошо дифференцирована. Мы активно работаем с нашими корпоративными клиентами, предлагая им полный спектр банковских продуктов: рассчетно-кассовое обслуживание, срочное размещение денежных средств, активно сотрудничаем с институтами развития. Стараемся предлагать интересные продукты для физических и юридических лиц. Кроме того, в конце мая мы разместили облигационный займ на сумму в 1,4 млрд рублей, и облигации, выпущенные нашим банком, были включены в Ломбардный список Банка России.

NBJ: Что, наверное, вдвойне приятно, особенно в ситуации, когда задавать вопросы о привлечении ресурсов на внешних рынках капитала, наверное, неуместно.

А. МИРАКОВ: Сейчас, конечно, ситуация не слишком этому благоприятствует. Но в то же время мы внимательно отслеживаем динамику стоимости этих ресурсов для российских заемщиков. Понятно, что рано или поздно наши банки и компании начнут возвращаться на эти рынки, но пока вряд ли кто-либо назовет Вам точные сроки этого возвращения.