Тест на жизнеспособность
23.12.2021 \ Точка зрения
![]() Руководитель направления Digital Т1 Консалтинг Дмитрий Макаров — о том, как средним банкам сократить цифровое отставание от крупных, в материале "Известий".
Банковский сектор традиционно был лидером внедрения передовых технологий в России и даже получил признание на мировом уровне, попав в топ-10 рейтинга Deloitte по цифровизации отрасли. Однако такое достижение недостаточно объективно характеризует индустрию, в которой существует цифровой разрыв между несколькими чемпионами digital-трансформации и остальным рынком. В России происходит укрупнение банковского сектора. По данным «Банки.ру», 100 крупнейших кредитных организаций контролируют более 97% рынка. Активно наращивают свою долю те, кто прямо или косвенно остаются под контролем государства. Им могут составлять конкуренцию только крупные частные и иностранные банки, которые вовлекают государственные финансовые учреждения в технологическую гонку. Малые и средние — теряют интерес к развитию из-за неспособности сформировать конкурентное преимущество. На этом фоне резко уменьшается количество игроков в нише. Так, по данным ЦБ, только за первое полугодие 2021-го с рынка ушло 20 организаций. В целом, ожидается, что индустрия потеряет от 30 до 40 участников за год. Аналитики НРА связывают это, в первую очередь, с сокращением прибыльности банковского бизнеса. Они также отметили, что уже сейчас около четверти организаций убыточны. Банковский сектор проходит период неизбежной digital-трансформации. Клиенты все чаще пользуются онлайн-решениями: банк «Открытие» выяснил, что за два года (с 2018-го по 2020-й) в два раза больше россиян стали выполнять банковские операции через мобильное приложение. Новый виток развития задала и пандемия, ускорившая принятие цифрового клиентского обслуживания.
Лидерами рейтинга цифровизации банков «Сколково» традиционно становятся крупнейшие игроки: ВТБ, «Сбер», «Тинькофф» и т.д. Пока они создают собственные цифровые решения для мобильного приложения с учетом всех особенностей бизнес-модели, средние банки становятся потенциальными потребителями готовых продуктов. Они могут использовать два вида решений:< Банки, которые не хотят содержать собственный IT-отдел, часто используют подобные модели при интеграции различных цифровых систем, например CRM. Однако у такого подхода есть несколько недостатков, которые могут негативно сказаться на эффективности и прибыли. Во-первых, это ограниченный функционал. Очень часто при покупке готовых решений бизнесу приходится мириться с урезанными функциями. Как правило, white-label-продукты предлагают лишь стандартные опции, которые не полностью покрывают нужды аудитории, а значит, не дают конкурентное преимущество на рынке. Во-вторых, относительно дешевый софт требует доработки. Таким образом, чтобы запустить качественный мобильный банкинг, потребуется инвестировать деньги и время в качество продукта. В-третьих, зависимость от поставщика решения. Клиент сильно ограничен возможностями и ресурсами компании, предоставляющей продукт, что влияет на скорость ввода нового функционала и новых продуктов клиентом. Анализ ситуации на рынке приводит к следующему выводу: средние банки стараются догнать гигантов по уровню цифровизации, но уступают им в конкурентной борьбе из-за нехватки ресурсов на качественный мобильный банк. Встает логичный вопрос: как создать функциональное приложение и при этом не уйти в долги? Уверен, что первое, на чем необходимо сфокусироваться, — это качество предоставления базовых услуг: при работе с картами, счетами, переводами или эквайрингом. Однако не менее важная задача — развить клиентское взаимодействие. Не все осознают, что в посткарантинном мире к «цифровым пользователям» относится не только молодое поколение. По данным американского инвестиционного банка Chase, люди в возрасте 50+ лет составляют половину активных клиентов онлайн-банкинга. Для того чтобы удержать их и привлечь новую аудиторию, важно предоставить достойный пользовательский опыт. Стабильная работа и удобные интерфейсы — параметры, которые собирают большинство позитивных отзывов. А значит, им следует уделить особое внимание. Секрет успеха не только в функциональности и устойчивой работе цифровых решений, но и в правильном позиционировании, соответствующем спросу. Источник - "Известия" Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|



