Аналитика: Российские банки в 2017 году увеличили траты на командировки и представительские расходы

28.02.2018   \  Аналитика

«Реальное время» вновь исследует траты российских банков. 2017 год показал: банкиры стали выделять больше средств на служебные командировки и представительские нужды. И лишь два крупнейших российских банка, среди которых ФК «Открытие», эти расходы снизили.

«Совкомбанк» удвоил расходы на командировки почти в два раза

Как показало исследование «Реального времени», в 2017 году российские банки увеличили траты на служебные командировки. По итогам прошедшего года общие затраты на деловые поездки банковских служащих составили около 7,3 млрд рублей. Годом ранее этот показатель равнялся 6,7 млрд рублей, то есть годовой рост составил около 9%.

Впрочем, по динамике прироста командировочных расходов лидируют далеко не гиганты рынка, а небольшие кредитные организации: поскольку их номинальные расходы довольно небольшие, прирост в процентах получился огромным. Лидером, к примеру, стала московская небанковская кредитная организация «Русское финансовое общество», чьи показатели увеличились почти в 20 раз — с 13 тыс. до 2,6 млн рублей. Петербургский банк «Объединенный капитал» Александра Евневича и Сергея Касьяненко также показал впечатляющий рост в 28 раз, однако за этой цифрой стоят скромные номинальные показатели: расходы увеличились с 2 тыс. до 56 тыс. рублей.

Из банков, входящих в первую десятку по динамике командировочных расходов, лидером стал «Совкомбанк». За год он увеличил их на 76% — со 177,5 млн до 313 млн рублей. Это позволило ему подняться на одну строчку рейтинга — с седьмой на шестую. Значительно увеличил командировочные расходы также и «Россельхозбанк» — в полтора раза, с 224,7 млн до 331,7 млн рублей. Благодаря этому банк переместился с шестой на четвертую строчку. Отметить тут можно и «Райффайзенбанк» с ростом на треть — со 132 млн до 177 млн рублей. Банк теперь находится на восьмом месте, а годом ранее замыкал десятку.

Наибольшие командировочные расходы ожидаемо продемонстрировал Сбербанк. Его показатель составил 2 млрд рублей (больше четверти от общих командировочных расходов всех российских банков), причем этот показатель остается достаточно стабильным — за год он увеличился лишь на 4%. А вот занимающий второе место «Газпромбанк» расходы на командировки даже снизил, причем довольно ощутимо — с 614 млн до 494 млн рублей (на 20%).

В лидерах по снижению расходов на командировки есть и другие крупные банки. Первое место по годовому снижению занял санируемый «Промсвязьбанк», который скинул этот показатель в 30 раз: с 84 млн до 2,8 млн рублей. Похожая ситуация и с вошедшим в «ВТБ» «БМ-банком» — он снизил расходы на командировки сотрудников почти в десять раз — с 23,7 млн до 2,4 млн рублей.

Представительские расходы: лидеры снижают объемы финансирования

Представительские расходы российских банков выросли даже более значительно, чем командировочные. Годовой рост составил 19%, до 1,2 млрд рублей. Годом ранее представительские расходы российских банков составляли 1,03 млрд рублей.

Интересно тут, что два из трех крупнейших банков хоть и занимают первые места по представительским расходам, но за год все же их снизили. В частности, Сбербанк за год потратил на эти цели 104 млн рублей (в 2016 году 126,8 млн рублей, снижение — 18%). Еще больше — на 26% — снизил эти расходы банк «Финансовая корпорация Открытие», контроль над которым в декабре 2017 года получил Центробанк. Годом ранее показатель составлял 96,8 млн рублей, сейчас же — лишь 72 млн рублей.

В списке банков, сокративших расходы на представительские цели, выделяется ПАО «Акционерный инвестиционный банк Московского международного делового центра «Москва-Сити» Ольги Грачевой (показатель снизился в 100 раз — с 315 тыс. до 3 тыс. рублей) и «Сургутнефтегазбанк» (в 55 раз — со 110 тыс. до 2 тыс. рублей). Из относительно крупных банков значительное снижение представительских расходов зафиксировано у «Балтийского инвестиционного банка», подконтрольного «Абсолют-банку» (в 10 раз — с 8,7 млн до 839 тыс. рублей), «Росгосстрах банка» (со 112 тыс. до 12 тыс. рублей).

Абсолютным лидером по представительским расходам стал «Альфа-банк», который в 2017 году потратил 193,7 млн рублей. Четвертое место, после уже упомянутых Сбербанка и «Открытия», занял «Газпромбанк» с 68 млн рублей, который увеличил эти траты на 7%. Замыкает пятерку банк «ВТБ», потративший на представительские цели 61,5 млн рублей — на треть больше, чем годом ранее.

Из банков, входящих в первую десятку, стоит также выделить «Кредит Европа банк»: за год он увеличил представительские расходы в 2,5 раза — с 11 млн до 29 млн рублей, и «Ситибанк» — его расходы выросли на 41%, с 24 млн до 34 млн рублей. Кроме того, с 2,7 раза увеличил представительские расходы «Хоум Кредит энд Финанс Банк» — с 6,8 млн до 18,6 млн рублей.

Лидерами же по годовому росту представительских расходов стали «Кетовский коммерческий банк» (в 104 раза — с 2 тыс. до 208 тыс. рублей), «Национальный банк сбережений» (в 53 раза — с 1 тыс. до 53 тыс. рублей), «Банк Южной многоотраслевой корпорации» (в 28 раз — с 3 тыс. до 84 тыс. рублей) и «Восточный экспресс банк» — единственный относительно крупный банк, существенно увеличивший эту категорию расходов (с 556 тыс. до 10,7 млн рублей).

Татарстанские банки оптимизируют представительские траты

Татарстанские банки увеличили командировочные расходы на 8% — с 79,5млн до 86 млн рублей. Крупнейшим банком по этим расходам стал «АК БАРС» Банк — на него пришлось около 69 млн рублей, что на 12% больше, чем годом ранее. Находящийся на втором месте «Банк Казани» увеличил расходы на 9% — с 3,3 млн до 3,6 млн рублей. Замыкает тройку «Татсоцбанк» с ростом 17% — с 2,3 млн до 2,7 млн рублей. Абсолютным лидером же по росту командировочных расходов стал «АвтоКредитБанк» — он оказался более чем четырехкратным, правда, цифры тут совсем незначительные — 66 тыс. рублей.

Что касается представительских расходов, то они еще меньше: на все татарстанские банки приходится 14,2 млн рублей, причем за год показатель снизился на 16%. Лидером тут стал «АК БАРС» Банк с 10,7 млн рублей, при этом за год его траты на представительские цели снизились почти на четверть. Второе место занимает «Аверс» с 1,7 млн рублей (на 29% больше, чем год назад), третье — «Автоградбанк» с 911 тыс. рублей (годом ранее — на четверть больше). Самый большой рост зафиксирован в «Камкомбанке» — в два раза, но цифра все равно незначительная — 140 тыс. рублей.

Максим Матвеев,
аналитическая служба «Реального времени»



Источник

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    Сегодня 19:14

Вечерний обзор. Российский рынок по итогам торгов закрылся в «зеленой» зоне

Максим Абрамов, аналитик ФГ «Финам».

Аналитика    Сегодня 17:56

Мониторинг предприятий: деловая активность продолжила расти

Исследование Банка России.

Это интересно    Сегодня 17:30

Доходность пенсионных накоплений НПФ за девять месяцев составила 13,1%

Средневзвешенная доходность пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов за девять месяцев 2025 года составила 13,1% годовых. По данным ЦБ РФ, все фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, продемонстрировали доходность выше уровня и...