Минфины G7 намерены использовать всю сумму замороженных активов ЦБ РФ

Страны «Большой семерки» намерены использовать замороженные активы российского Центробанка — не только доходы от их реинвестирования, как сейчас, но и полную стоимость. Такой подход зафиксирован в совместном заявлении министров финансов G7, опубликованном на сайте правительства Канады.

Заявление было сделано по итогам виртуальной встречи министров финансов под председательством главы Минфина и национальных доходов Канады Франсуа-Филиппа Шампаня. В документе отмечается, что страны «договорились усилить скоординированные меры давления на Россию <…> и поддержать Украину в продолжающихся усилиях по самообороне».

В тексте подчеркивается, что разрабатывается «широкий набор вариантов» для покрытия финансовых потребностей Украины и для того, чтобы Россия не могла «просто дождаться» ослабления западной поддержки. Среди них — координированное использование «полной стоимости» замороженных в юрисдикциях G7 активов российского Центробанка. При этом подчеркивается, что все меры будут приниматься в соответствии с национальными правовыми рамками стран блока.

«Мы разрабатываем широкий набор вариантов для обеспечения финансовых потребностей Украины и для того, чтобы Россия не могла просто «дождаться» ослабления поддержки. В частности, среди таких мер — координированное использование полной стоимости замороженных в наших юрисдикциях активов Центрального банка России для <…> обеспечения справедливого и прочного мира в Украине», — говорится в заявлении.

Министры также обязались разработать дополнительные шаги, «которые позволят остановить российскую военную машину». Речь идет о введении новых ограничительных мер в отношении ключевых секторов российской экономики — энергетики, финансов, военно-промышленного комплекса, особых экономических зон. Под ограничения также могут попасть посредники и спекулянты, связанные с обходом санкций.

Отдельно отмечается намерение усилить давление на экспорт российской нефти — одного из главных источников доходов бюджета. В заявлении сказано, что меры будут направлены как против покупателей, нарастивших импорт российской нефти после вторжения в Украину, так и против тех, кто содействует обходу действующих ограничений.

В числе рассматриваемых мер- торговые барьеры, включая тарифы и запреты на импорт и экспорт. G7 заявили о планах поэтапного сокращения оставшегося импорта из России, включая углеводороды, а также о возможности ограничений в отношении стран и компаний, которые продолжают помогать финансировать войну за счёт закупок переработанных нефтепродуктов из российской нефти.

Страны блока подчеркнули, что все действия будут носить согласованный характер и сопровождаться тесной координацией с международными партнерами. Министры договорились вернуться к обсуждению этих мер на ежегодной встрече МВФ и Всемирного банка, которая пройдет в Вашингтоне 15 октября.

Ранее министры финансов «Большой семерки» в своих официальных заявлениях подчеркивали, что российские активы останутся замороженными до тех пор, пока не будет достигнута договоренность о выплате Москвой компенсаций Украине. Так, в заявлении Минфинов и глав центральных банков G7 в апреле 2024 года говорилось: «Министры финансов и главы центральных банков договорились сохранить замороженными российские активы до тех пор, пока не добьются от России компенсации ущерба Украине».

После начала вооруженного конфликта между Россией и Украиной в феврале 2022 года США, ЕС и их союзники запретили операции с Центральным банком и Министерством финансов РФ, заблокировав около $300 млрд суверенных российских активов. Примерно $100 млрд из них находятся в США, остальное — в ЕС. Основная доля европейских активов — в первую очередь ценные бумаги, в которые инвестировал российский Центробанк, — размещена в бельгийском депозитарии Euroclear, также часть средств хранится в Clearstream.

Вопрос использования этих активов регулярно поднимался рядом стран ЕС, а также администрацией бывшего президента США Джо Байдена. Однако до практических шагов по конфискации средств дело не дошло. Среди наиболее активных противников были глава ЕЦБ Кристин Лагард, предупреждавшая, что такое решение подорвет доверие к еврозоне и приведет к бегству инвесторов, а также сам Euroclear. Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер тогда назвал конфискацию «актом войны», подчеркнув, что замороженные активы — «это не копилка Путина, которую можно просто разбить молотком».

В итоге страны G7 согласовали компромисс: Украине был предоставлен кредит на $50 млрд под залог сверхдоходов от инвестирования замороженных российских средств, при этом «тело» активов решено было не трогать. Сейчас обсуждается расширение этой схемы и возможную выдачу «репарационного кредита», а также — переход к прямой конфискации самих активов.

После прихода к власти Дональда Трампа США изменили риторику по вопросу санкций и замороженных средств, делая акцент на скором урегулировании конфликта между РФ и Украиной. Так, саммит G7 в канадском Кананаскисе в июне 2025 года завершился без совместного коммюнике, после того как Трамп досрочно покинул встречу.

Российские власти, в свою очередь, называют использование заблокированных средств ЦБ РФ «воровством» и уже приготовили юридическую базу для симметричных ответов.

Источник - Frank Media

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.