Аналитика: Индекс доступности заемного финансирования для МСП (FINDEX SME)
20.05.2016 \ Аналитика
Предприниматели оценивают уровень доступности финансирования для малого и среднего бизнеса как средний с преобладанием негативных оценок. Значение Индекса доступности заемного финансирования для МСП (FINDEX SME) составляет 47. Наиболее высокие показатели Индекса – в оценках инфраструктуры, наиболее низкие – в части доступности заемных средств. Таковы итоги всероссийского опроса руководителей МСП, проведенного МСП Банком (Корпорация МСП) в партнерстве с аналитическим центром НАФИ и общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» в начале 2016 года1. Осведомленность МСП о финансовых продуктах достаточно высока: в среднем один субъект МСП информирован о 9 финансовых продуктах, а пользуется в среднем 3 продуктами. Также на высоком уровне они оценивают качество предоставления информации со стороны финансовых организаций (78% удовлетворены). Наибольшим доверием субъектов МСП, согласно данным опроса, пользуются банки (72% опрошенных) и страховые компании (50%). В меньшей степени доверяют микрофинансовым организациям и инвестиционным компаниям: 50% и 37% негативных оценок соответственно. Дистанционное банковское обслуживание – наиболее популярная услуга среди малого и среднего бизнеса в России (60% опрошенных пользовались ДБО за последние полгода). Только 16% предпринимателей оформляли кредит в последние полгода. Дистанционные каналы совершения платежей также существенно популярнее отделений: большинство опрошенных предпринимателей (71%) предпочитают совершать все или большинство операций через интернет-банкинг. Только треть субъектов МСП отдают свое предпочтение посещению отделений (29%). Значение Индекса доступности заемного финансирования для МСП (FINDEX SME) составило 47 баллов из возможных 1002, что свидетельствует о среднем уровне доступности финансовых услуг с преобладанием негативных оценок. Наиболее высокие показатели Индекса были зафиксированы в оценках инфраструктуры (67), наиболее низкие – ожидаемо – в части доступности заемных средств (43). По значительному числу показателей российский финансовый рынок отстает от развитых стран (Таб.6).В то же время по некоторым сегментам (например, в сфере факторинга) наблюдается сравнительно высокий уровень проникновения услуг, соответствующий уровню отдельных развитых стран. Также примечательно, что доля отказов при обращении МСП за кредитами в России в целом соответствует среднему по ЕС уровню, так же как и доля полностью удовлетворенных заявок. Существуют ярко выраженные региональные и отраслевые различия в уровне финансовой доступности. Так, самые низкие значения Индекса можно обнаружить в Крымском (40) и Северо-Кавказском округах (41), высокие – Уральском (53), а также в Центральном и Дальневосточном ФО (по 52). В отраслевом разрезе негативные оценки давали предприятия, занимающиеся недвижимым имуществом и работающие в сфере услуг (44%), наиболее позитивные – компании в сфере транспорта и связи (51). Только каждый пятый предприниматель (21%) обращался за кредитами или займами за последние полгода. Среди тех, кто обращался за банковскими кредитами, большинство смогли получить их в полном объеме или частично (82%). При этом каждый четвертый субъект МСП (27%), оформляющий кредит, оформляет его на физическое, а не юридическое лицо. Потребность в привлечении кредитов в ближайшем будущем имеет каждый десятый субъект МСП (10%). При этом треть из них планирует оформить кредит в течение ближайшего года. Характер отношений промышленных компаний с финансовыми институтами обладает рядом особенностей. Они заметно чаще прочих компаний прибегают к лизингу и банковским гарантиям, существенно реже – к кредитам (при этом из форм кредитования предпочитают кредитные линии). В качестве важнейшего фактора доступности кредитов промышленный бизнес выделяет принципиальную готовность банков кредитовать малые и средние компании. При этом, около трети от всей выборки опрошенных предпринимателей считают, что наиболее важное влияние на доступность финансирования оказывает финансовая устойчивость самой компании. Предприниматели пессимистично оценивают перспективы повышения доступности заемных средств: лишь около 23% респондентов ожидают роста доступности. Снижение прогнозируют 49% опрошенных. Документы:Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |



