Фон дер Ляйен предложила использовать активы ЦБ РФ, замороженные в коммерческих банках ЕС
17.11.2025 \ Новости финансового сектора
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен конкретизировала планы ЕС по использованию активов Банка России, замороженных после февраля 2022 года. В письме, разосланном странам ЕС, она представила три возможных варианта финансирования Украины: национальные гранты, новый совместный долг или использование иммобилизованных российских активов. Одновременно фон дер Ляйен попыталась снизить опасения Бельгии. Она заверила, что государства ЕС готовы разделять риски возможных ответных действий России в последующие годы — и даже после прекращения режима иммобилизации активов. Ради Брюсселя Еврокомиссия выразила готовность расширить схему, включив в нее российские суверенные активы, размещенные в коммерческих банках других стран ЕС, а также средства Банка России, замороженные за пределами Евросоюза — в Японии, США, Великобритании и Канаде. Кроме того, Бельгия и Люксембург фактически получили карт-бланш на выход из двусторонних инвестиционных соглашений с Россией, чтобы минимизировать юридические риски. Frank Media проанализировали, что известно о планах ЕС на основе материалов Reuters, Bloomberg, Financial Times и Politico. Три пути По данным Politico и Reuters, письмо фон дер Ляйен было отправлено вскоре после ее встречи с премьер-министром Бельгии Бартом де Вевером, состоявшейся на фоне многонедельных переговоров о механизме использования российских активов. В документе были обозначены три варианта: гранты стран-членов, кредит, профинансированный за счет совместных заимствований ЕС, либо кредит, обеспеченный денежными остатками иммобилизованных российских активов. Фон дер Ляйен подчеркнула, что варианты не исключают друг друга и могут сочетаться или применяться последовательно. С учетом срочности — выплаты Киеву должны начаться уже во втором квартале 2026 года — любой из вариантов может быть временным до вступления в силу нового бюджета ЕС в 2028 году. Bloomberg уточняет, что обсуждаемая сумма грантов составляет не менее 90 млрд евро на 2026–2027 годы, а их нагрузка на национальные бюджеты оценивается в диапазоне от 0,16% до 0,27% ВВП государств-членов. Механизм кредитования потребует от них юридически обязательных, безусловных и безотзывных гарантий. Потребности Украины в ближайшие два года остаются значительными. Военные расходы только на 2026 год оцениваются минимум в 51,6 млрд евро. Финансовая нагрузка на 2026–2027 годы, как следует из письма фон дер Ляйен, может превысить 70 млрд и 64 млрд евро соответственно. Financial Times со ссылкой на документ сообщает, что общая сумма, необходимая Киеву для покрытия военных и бюджетных потребностей, составляет 135,7 млрд евро. Ключевым элементом предложенной схемы остается так называемый «репарационный заем». Согласно данным FT, Euroclear должен будет реинвестировать погашаемые ценные бумаги Центрального банка России в специальное кредитное соглашение с ЕС, после чего Союз предоставит Украине кредит с ограниченной ответственностью. Возвращать его Киеву придется только в том случае, если Россия начнет выплачивать репарации за нанесенный ущерб. Гарантии для Бельгии Позиция Бельгии остается главным препятствием для принятия схемы. Брюссель опасается, что использование российских суверенных средств, хранящихся в Euroclear, создаст угрозу судебных исков как внутри страны, так и за ее пределами. Де Вевер требует от партнеров по ЕС твердых гарантий, которые защитили бы Бельгию от претензий российских юристов, включая возможные решения судов о возврате средств Москве. Эти опасения усиливаются тем, что между Бельгией и Россией действует двусторонний инвестиционный договор 1989 года. Согласно материалу Politico, к письму фон дер Ляйен была приложена служебная записка, в которой говорилось о готовности ЕС предоставить масштабные гарантии по займу в 140 млрд евро, чтобы убедить Бельгию, что она не останется один на один с потенциальными юридическими и финансовыми последствиями. Еврокомиссия указала, что страны ЕС готовы разделять риски международных судебных разбирательств и риски, вытекающие из двусторонних инвестиционных соглашений, связанных с иммобилизацией российских активов. Урсула фон дер Ляйен также отметила, что страны ЕС готовы нести риски возможных ответных действий России не просто «в течение последующих лет», но и «даже после того, как иммобилизация активов будет прекращена». В то же время, как уточнила FT, фон дер Ляйен подчеркнула, что полностью устранить риски невозможно, и что остается открытым вопрос о том, насколько длительным должно быть разделение этих рисков между государствами. Она также предупредила о возможных косвенных эффектах для финансовых рынков, если репарационный заем будет воспринят как конфискация российских активов. Дополнительные источники Financial Times пишет, что фон дер Ляйен учла просьбу Барта де Вевера распространить механизм и на российские активы, замороженные в других европейских странах. В ответ она заявила о готовности включить в схему суверенные средства России, размещенные в коммерческих банках за пределами Бельгии. По ее словам, это увеличило бы общий объем доступных активов примерно до 210 млрд евро. Во Франции, например, заморожено около 19 млрд евро, преимущественно на счетах коммерческих банков. Комиссия также указала, что за пределами ЕС, в странах G7, иммобилизовано еще около 42 млрд евро, включая примерно $5 млрд в США и около $33 млрд в Японии. Ранее Euronews отмечало, что европейские государства и другие западные союзники крайне неохотно раскрывали данные о местонахождении и объеме российских активов после 2022 года. FT сообщило, что осторожность в вопросе использования замороженных российских активов проявляет не только Бельгия, но и Люксембург. Там также опасаются возможных судебных исков из-за действия двустороннего инвестиционного договора с Россией. Фон дер Ляйен, по данным газеты, предложила Бельгии и Люксембургу рассмотреть выход из этих соглашений, чтобы снизить юридические риски. Источник - Frank Media Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|



