Аналитика: Доля пользователей мобильным банком выросла до 70%
27.03.2023 \ Аналитика
За последние 5 лет в России выросло число пользователей цифровыми банковскими сервисами. Доля тех, кто использует для финансовых операций мобильный банк, увеличилась в 2 раза с 34% до в 2018 году до 70% в 2023 году. В 2,5 раза больше россиян совершали те или иные операции через интернет-банкинг (17% в 2018 году, 43% в 2023 году). Аналитический центр НАФИ более 15 лет проводит исследования в сфере финансов, в том числе изучает уровень финансовой и цифровой грамотности россиян. Измерения показывают, что с ростом цифровизации банковской сферы растет доля россиян, которые пользуются не только традиционными, но цифровыми услугами банков. Одной из самых распространенных услуг является дистанционное банковское обслуживание (ДБО): пользование интернет-банкингом и мобильным приложением банка. Новое исследование НАФИ* демонстрирует динамику увеличения доли пользователей этими продуктами за последние 5 лет, а также показывает, насколько россияне считают данные инструменты рискованными с точки зрения потенциального мошенничества. Пользование мобильным банком В настоящее время мобильным банком пользуются 70% россиян. Чаще всего это женщины (73% против 66% мужчин), жители крупных городов (73%), россияне от 35 до 44 лет (80%) и опрошенные с высшим образованием (79%). За последние 5 лет доля пользователей мобильным банком увеличилась в 2 раза: в 2018 году этим сервисом пользовались треть россиян (34%). По сравнению с 2020 годом, рост составил 21 п.п. (2020 год – 51%). Не пользуются мобильным банком сегодня 30% россиян. В основном это жители сел (33%), небольших городов (35%) и те, кто имеет среднее или среднее специальное образование (33%).
Пользование интернет-банком Интернет-банкинг менее распространен, чем мобильный банк. Опыт его использования за последний год имеют менее половины опрошенных (43%). Как и мобильный, интернет-банк более распространен среди городских жителей (53%) и россиян с высшим образованием (59%). В то же время банковскими услугами через личный кабинет на сайте чаще пользуются мужчины (47% против 40% женщин) и официально трудоустроенные россияне (48%). Доля пользователей интернет-банком за 5 лет выросла в 2,5 раза. В 2018 году она составляла 17%, в 2020 году – 39% россиян. Не пользуются интернет-банком сегодня 57% опрошенных. Преимущественно это россияне от 35 до 44 лет (67%) и те, кто оценивает свое материальное положение как плохое (58%).
Как россияне оценивают риски использования ДБО Несмотря на значительную распространенность дистанционного банковского обслуживания, более половины россиян (59%) видят риски его использования. Каждый пятый (18%) считает, что рисков очень много и через мобильный или интернет-банк можно легко стать жертвой мошенников. Еще 41% опрошенных заявляют о потенциальной опасности цифрового банкинга, но с меньшей долей уверенности. Каждый третий (34%) считает, что рисков при использовании дистанционного банковского обслуживания очень мало или совсем нет. Чем старше пользователи цифровых финансовых услуг, тем выше доверие – почти треть (28%) представителей молодежи считают, что очень опасно использовать такие технологии. Среди пользователей старше 45 таких только 13%. Россияне с высшим образованием также более склонны считать цифровые сервисы безопасными (41% против 31% без высшего образования).
Екатерина Сушко, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ: «Запросы потребителей на экономию времени и удобство растут, поэтому финансовым организациям важно не просто идти в ногу со временем, но и постоянно совершенствовать онлайн-сервисы – предлагать качественный, визуально понятный онлайн-банкинг, средства аналитики личных финансов, простое получение банковских выписок справок, осуществление переводов и прочее. Излишне консервативные банки, по-прежнему пытающиеся удержать клиентов только за счет уникальных торговых предложений, рискуют упустить часть своей лояльной аудитории, для которой важна «мобильность» и удобство онлайн доступа к сервисам банка. Изучение собственной аудитории, ее запросов и проблем взаимодействия с сервисами компаний с помощью UX- и других исследований способно повысить лояльность аудитории в обозримой перспективе». Источник - НАФИ Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |



