Поведенческая экономика – это ключ к пониманию себя, своих клиентов и общества в целом
16.09.2025 \ Интервью
![]() 30 сентября 2025 года Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) примет уникальную научно-практическую конференцию «Поведенческая экономика и информационная безопасность: стратегический диалог», которая обещает стать настоящим интеллектуальным прорывом в понимании человеческой природы принятия экономических решений. Организаторами конференции выступают Ассоциация российских банков (АРБ) и СПбГУ. Информационный партнер мероприятия – «Национальный банковский журнал» (NBJ). За несколько дней до начала мероприятия NBJ пообщался с одним из ее организаторов, доцентом кафедры управления рисками и страхования СПбГУ, кандидатом психологических наук Ольгой МЕДЯНИК, которая считается признанным экспертом в области экономической психологии и является руководителем образовательной программы магистратуры «Поведенческая экономика и экономическая психология», созданной в СПбГУ. NBJ: Ольга, расскажите, в чем суть этого нового термина? О. МЕДЯНИК: Представьте мир, где каждое экономическое решение — это не просто холодный расчет с цифрами, а сложный психологический пазл человеческих эмоций, страхов и надежд. Именно такой взгляд лежит в основе поведенческой экономики — научного направления, которое в прошлом веке кардинально изменило традиционное понимание финансового поведения. Финансовое поведение человека представляет собой сложнейший лабиринт эмоций, подсознательных установок и социальных влияний. За каждой тратой, инвестицией или сбережением скрывается целый мир внутренних переживаний: страх потери, жажда социального признания, стремление к безопасности или, напротив, азарт риска. Наш мозг постоянно балансирует между рациональностью и эмоциональностью, где срабатывают как древние инстинкты выживания, так и современные модели социального поведения. NBJ: Правильно ли я Вас понимаю, что за любой покупкой, будь то бытовой компьютер или ценные бумаги какой-то крупной компании стоит не холодный расчет, а сложнейший набор психологических факторов и установок? О. МЕДЯНИК: Мы не просто анализируем проценты или изучаем графики — мы проживаем сложную психологическую драму, где деньги становятся инструментом самовыражения, способом контроля над неопределенностью и средством построения собственной идентичности. Каждая финансовая транзакция превращается в своеобразное послание о наших внутренних конфликтах, мечтах и ограничениях. NBJ: Кто из ученых, представителей регулятора, бизнес-элиты заявлен в качестве спикеров конференции? О. МЕДЯНИК: Конференция соберет ведущих экспертов в области экономической психологии, готовых поделиться революционными инсайтами. Представлю их: Гарегин ТОСУНЯН, президент Ассоциации российских банков, академик РАН скажет вступительное слово и выступит модератором конференции. Тимофей НЕСТИК, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН, представит доклад о долгосрочных ориентациях личности и потенциале инструментов поведенческой экономики, раскрывая механизмы стратегических экономических решений. Ольга ДЕЙНЕКА, и.о. заведующей кафедрой политической психологии СПбГУ, продемонстрирует достижения Петербургской научной школы экономической психологии через призму междисциплинарного подхода к изучению финансового поведения. Мария ГАГАРИНА, профессор Кафедры психологии и развития человеческого капитала Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ расскажет об экономической психологии и роли высшего образования в противодействии социально-криминальной инженерии. Людмила ПРЕСНЯКОВА, советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России и Вадим УВАРОВ, директор Департамента информационной безопасности Банка России поделятся практическими кейсами влияния психологических факторов на финансовые стратегии российских потребителей. Олег СКВОРЦОВ, председатель правления Ассоциации российских банков расскажет о некоторых поведенческих противоречиях и разъяснит такие термины, как «мисселинг», «наджинг» и «цифровой детокс». Юлия ЕРОФЕЕВА из компании Wildberries&Russ представит современный взгляд на психологию потребительского поведения в эпоху цифровой платформенной экономики, демонстрируя новые модели экономической активности и их психологические основы. NBJ: В чем, на ваш взгляд, «интеллектуальный прорыв» этой конференции? О. МЕДЯНИК: Она откроет новые горизонты понимания того, как невидимые психологические нити направляют наши финансовые решения, превращая экономику из науки о цифрах в науку о человеке. Впервые будет представлена магистерская программа СПбГУ по поведенческой экономике – уникальный пилотный проект Банка России, который готовит специалистов нового поколения. Поведенческая экономика – это не просто теория. Это ключ к пониманию себя, своих клиентов и общества в целом. Беседовал Станислав Комаров
Место проведения конференции: г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, Здание Двенадцати коллегий, Университетская наб., д. 7/9, вход с Менделеевской линии, д. 2; Актовый зал (2 этаж). Участие в конференции бесплатное. Заявки на участие подавать на эл.адрес web@arb.ru В тексте письма укажите ФИО, банк/организацию и должность. Вы также можете указать вопросы, ответы на которые Вы бы хотели получить на этом мероприятии. Срок подачи заявок на участие в конференции: до 25 сентября 2025 г. Для прохода в здание Университета необходимо пройти РЕГИСТРАЦИЮ на сайте СПбГУ. Источник - NBJ Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|




