Группой риска сегодня являются все

14.11.2021   \  Интервью

В преддверии Открытой дискуссии президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна о финансовом мошенничестве мы поговорили с одним из ее спикеров, журналистом и основателем проекта финансовой грамотности «Вкладер» Олегом Анисимовым.

Фальшивые финансовые услуги: классификация и примеры

— Что такое фальшивые финансовые услуги, кто их основной организатор и кто в «группе риска»?

—Группой риска сегодня являются все, вопрос в том – для какой категории мошенников. Например, образованный и адекватный человек вряд ли впишется в инвестиционные лохотроны или в какие-то совсем простые схемы, где мошенники звонят по телефону и дают номер карты, куда нужно скинуть деньги. А вот механизм обмана по картам более сложен, там могут запудрить мозги и вполне адекватному человеку, чего стоит одна только последняя история с Яковенко, когда профессор вуза потерял квартиру, поверив мошенникам.

— Как изменились финансовые мошенничества за последние 5 лет? Какие есть «тренды» - что популярно, а что уже не так распространено?

—В популярной последние годы сфере мошенничества со звонками служб безопасности банков наметился кризис – есть ощущение, что оно будет проседать, просто потому что все, кого можно было охватить этим, уже охвачены, и все сложнее выискать новые способы обмануть людей по этой схеме.

Поэтому на смену этой схеме приходят новые – например, звонок их МВД, звонок следователя или прокурора, который сообщает, что идет расследование какого-то дела. И если человек клюет на эту приманку – верит, что ему звонит следователь, то его отдают другим мошенникам в разработку, чтобы выманить персональные данные. В целом мошенники вынуждены усложнять свои схемы, - это связано и с тем, что банки принимают ответные меры, и с тем, что очень широкие охваты и резонанс уже получили применяемые мошеннические схемы.

Еще одно направление – инвестиционное мошенничество. Люди часто слышат, что рынок растет, акции растут, но знаний и понимания этого рынка у них нет, и тут вступают в дело мошенники, которые обещают стремительную доходность, - финансовые пирамиды. Тут есть правдоподобные пирамиды, в которых участники верят, что компании-организаторы зарабатывают деньги на рынках, и есть пирамиды, где все участники понимают, что это пирамида, но на что-то надеются. А еще есть мошенники, которые играют на том, что люди хотят заработать деньги на инвестициях, они прикидываются брокерами, фондами, управляющими, трейдерами, - есть целая масса таких схем.

Например, лжеброкеры, которые настолько ловко присваивали деньги клиентов, что те даже не понимали, что их обманули, - а были уверены, что брокер просто проиграл на рынке. К сожалению, в рамках кухни форекс или криптовалют такой лжеброкер может творить что угодно, присваивая деньги клиентов.

Я много общался с мошенниками, чтобы потом публичить эту переписку или диалоги, и могу сказать, что этим занимаются люди, талантливые с точки зрения актерского мастерства и скриптов. Те, кто играют следователей, используют убедительный профессиональный жаргон, и это очень правдоподобно.

— За последние пару лет было много скандалов, когда мошенники покупали рекламу своих услуг в медиа, в том числе и в качественных. Как бывший издатель и журналист, как медиа могут подстраховаться? Как новые медиа и соцсети помогают в продвижении этих фальшивых услуг и что делать?

—СМИ стали более аккуратными. Еще несколько лет тому назад можно было увидеть в ряде газет публикации сомнительного характера, сейчас я их там не вижу.

— Три совета, как защитить себя от мошенников?

— Самое главное правило – верить незнакомым звонкам нельзя. Лучше перестраховаться и не поверить одному нормальному звонку, чем поверить потенциальному мошеннику. Поэтому нужно воспринимать любой звонок как звонок мошенника. Закон о персональных данных запрещает коммерческие звонки по телефону, если не было письменного согласия человека. Поэтому все звонки с коммерческими предложениями нелегальные изначально, потому что согласия на них пользователь не давал, и не надо вступать в переговоры.

Так называемый звонок следователя – всегда развод, потому что процессуальный подход работы следователя начинается всегда с повестки. Поэтому в ответ на звонок следователя нужно сразу говорить: «Вызовите меня повесткой» и повесить трубку. Нормальный следователь вот так звонить не будет.

Все бесплатные плюшки – это всегда способ заманить клиента в свои сети. Бывает, что лжеброкры заманивают клиентов спецпредложением и обещанием добавить 20 процентов средств на счет клиента в подарок, - тут у клиента должен срабатывать стоп-сигнал. Ни один настоящий брокер так не поступит: его заработок – это маленькая комиссия с биржевых операция. Поэтому любая финансовая халява – это тревожный признак.

Открытая дискуссия состоится 16 ноября в онлайн-формате. Подробности и регистрация по ссылке:
https://arb.ru/b2b/calendar/-10511623/

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.