Для нормального функционирования всех отраслей понадобится несоизмеримо больше средств, чем озвучено властями
15.03.2022 \ Интервью
![]() Сегодня сложно оценить последствия от введения санкций для экономики страны в целом и банковской системы, в частности. Однако мы попробуем это сделать вместе с исполнительным вице-президентом Ассоциации российских банков Павлом Неумывакиным.
- К нашему сожалению, под воздействием внешних факторов в полной мере он реализовался. В результате под санкциями оказались банки, суммарно контролирующие примерно 70% банковских активов страны. Из 7 банков, попавших под наиболее серьезные санкции (56% активов банковской системы) 5 СЗКО, в т.ч. 4 банка с госучастием). Уже к концу 2021 года концентрация показателей в банковском секторе на крупнейших игроках достигла максимальных значений (на 13 СЗКО на 1.01.22 приходилось более 75% активов и более 93,4% капитала банковской системы), 85% от всей прибыли. По официальным данным ЦБ РФ, на 20 крупнейших банков в 2021 год соответственно -87,2% активов, 94% капитала, 90,5% прибыли. Для сравнения, на все региональные банки (166 банков) приходится 5,6% всех активов банковской системы. Следует отметить, что в 24 регионах функционирует по одному банку, в 22 регионах по 2-3 банка. В 26 регионах региональные банки отсутствуют. Таким образом, в 86% субъектах РФ количество региональных банков минимально либо такие банки отсутствуют. И наконец, на банки с государственным участием приходилось на начало 2022 года 76% активов банковской системы (также максимальный результат). - Эти цифры вызывали справедливое беспокойство за судьбу рынка и до наступления известных событий. На ваш взгляд, насколько усугубят ситуацию введенные экономические санкции? - Из всех прогнозов оценки возможных последствий для экономики РФ событий после 24 февраля, наиболее реалистичным представляется прогноз, опубликованный 3 марта на сайте FrankRG и сайте Forbes.ru, подготовленный по неофициальным данным ЦБ РФ, Сбером и ВТБ за месяц до известных событий, исходя из предположения о признании независимости ДНР и ЛНР. Данный сценарий предусматривал снижение ВВП на 10%, рост безработицы и падение доходов населения в диапазоне от 4 до 12%, увеличение ключевой ставки ЦБ РФ до 20-30%, рост курса валюты до 150-200 руб. за единицу, и как вишенка на торте, потребность банков в докапитализации – 5-6 трлн. руб. (т.е. порядке 50% капитала банковской системы РФ по состоянию на 1.01.22). Исходя из логики развития событий сейчас данный сценарий можно рассматривать как оптимистический, т.к. применение наиболее жестких санкций, таких как арест половины золотовалютных резервов страны и т.п., в нем вообще не рассматривалось. - То есть, несмотря на то, что определенная подготовительная работа велась, предусмотреть удалось далеко не все? - На мой взгляд, предпринятые Правительством и ЦБ РФ меры по поддержке экономики представляются неполными и явно недостаточными по той простой причине, что сейчас крайне затруднительно оценить суммарный урон, который понесет экономика страны в ближайшие месяцы. Санкции оказались действительно жесткими. В качестве примера, совокупный объем заявленных программ поддержки МСП по линии кредитов ЦБ РФ ( программа на 340 млрд руб. по ставкам от 13,5 до 15%, охватывает 132 банка из 335) и программа корпорации МСП на 335 млрд руб. по тем же ставкам, охватывает 60 банков), составляет менее 10% от общего размера кредитов предприятиям МСБ (на 1.01.2022- 7,3 трлн руб.). Кредитные каникулы на 6 месяцев являются безусловно правильной мерой на современном этапе, но их введение означает не решение проблемы ,а только отсрочку во времени, и будет в конечном счете эффективно при условии, что к осени ситуация в целом нормализуется. Из пакета мер в 1 трлн рублей, принятого Правительством на прошлой неделе, на транспорт планируется выделить 275 млрд руб., на строительный сектор - 99,8 млрд руб., на поддержку системообразующих предприятий- 84,8 млрд руб., на предприятия АПК- 42 млрд руб., на промышленность – 20 млрд руб., на предприятия МСБ- 23,3 млрд руб. - Очевидно, что этого недостаточно, чтобы поддержать отрасли. Однако те проценты по кредитам, которые сегодня могут предложить банки предприятиям и компаниям, для них неподъемные. А если говорить конкретно о банках? Какая им сегодня необходима финансовая поддержка, чтобы система выстояла ? - В предложениях РСПП, поддержанных АРБ, содержится пункт о компенсации банкам при условии сохранения ставок по корпоративным кредитам, выданных до 24.02.2-22 на прежнем уровне. Очевидно, что в нынешней ситуации размер ставок по кредитам юрлицам с учетом повышения ключевой ставки ЦБ РФ до 20%, может составлять от 22-24% годовых и выше. Суммарный объем кредитов корпоративным заемщикам на 1.01.22 (без кредитов МСП) составлял 36,2 трлн руб, причем 23,5% кредитов было выдано в валюте. Соответственно только ежемесячная компенсация недополученных доходов составит 300 млрд руб. или 2,7 трлн руб. за 9 месяцев(при условии запуска запуска данной программы с 1.04.22). Если говорить о корпоративном кредитном портфеле, сейчас акцент делается в основном на процентном риске (ЧПМ составила в 2021 году 4,3 п.п.). На мой взгляд, основным здесь является кредитный риск, а именно оценка перспектив ухудшения качества кредитного портфеля в целом. Прошлый год прошел под знаком восстановления созданных в 2020 году резервов. Так прирост прибыли банковского сектора в 2021 году на 745 млрд руб. по сравнению с 2020 годом практически совпал с уменьшением отчислений в резервы на 744 млрд руб. По данным ЦБ РФ доля ссуд 4-5-й категорий качества по всем корпоративным кредитам (включая МСП) -7,6%, по кредитам МСБ- 10,9%. По оценке рейтингового агентства Эксперт РА, просроченная задолженность по корпоративным заемщикам сократилась за прошлый год и составила на начало 2022 года 6%, по кредитам МСБ -8,86%. Наоборот, доля реструктурированных кредитов корпоративным заемщикам выросла на 2 п.п. и на начало этого года составляла 17,7% (в абсолютном выражении более 6,4 трлн руб., из них 2,2 трлн руб. приходится на пролонгированные кредиты), по МСБ- 14%. В настоящее время все подразделения кредитного андеррайтинга и риск-менеджмента банков пытаются оценить риски возможного сокращения выручки, поступающей на счета заемщиков в перспективе до 3-х ближайших месяцев. Массовый разрыв логистических цепочек по экспортно-импортным операциям, связанных с неплатежами за поставленные товары и непоступлением импорта по уже оплаченным контрактам ( затрагивает весь крупный бизнес, большую часть среднего бизнеса), может привести к невозможности ранее надежных заемщиков обслуживать текущий долг, не говоря уже о процентах, что в свою очередь может привести к необходимости доформирования резервов в размере не менее 3 трлн. руб. (тем более что кредитные каникулы по корпоративным заемщикам пока не объявлены). Обращаю внимание, что здесь не затрагивается риск ухудшения качества портфеля по розничным кредитам (во второй половине прошлого года значительно вырос удельный вес заемщиков с повышенным показателем ПДН), валютный риск, риск переоценки портфеля ценных бумаг и пр. - Получается, уже сейчас, даже по самым грубым подсчетам очевидно, что что те суммы, которые озвучены в качестве поддержки, недостаточны.
- В качестве резюме: необходимо применить комплексный подход к оценке последствий от введения санкций для экономики страны в целом и банковской системы, в частности. Впрочем, уже сейчас логично предположить, что размер средств, необходимых для обеспечения нормального функционирования всех звеньев народнохозяйственного комплекса страны, будет в итоге несоизмеримо больше заявленных в настоящее время цифр.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|



