Для нас принципиально важно не навязывать цифровой рубль

19.09.2025   \  Интервью

Минфин не будет принуждать к использованию цифрового рубля — это исключительно добровольный инструмент. Об этом заявила первый замминистра финансов Ирина Окладникова в интервью «Известиям» на Московском финансовом форуме. Она подчеркнула, что основная цель его внедрения — прослеживаемость и более строгий, превентивный контроль. В перспективе такой актив может применяться и во внешних расчетах. Первый замминистра также рассказала, что при подготовке бюджета активно используют технологии искусственного интеллекта. Почему финплан приходится менять несколько раз в год и как в министерстве работают с ошибками — в интервью «Известиям».


«Мы будем рассматривать возможность использования цифрового рубля во внешних расчетах»

— В октябре запускается первый этап исполнения федерального бюджета с использованием цифрового рубля по ограниченному перечню расходов. О каких именно тратах идет речь?

— Прежде всего хочу подчеркнуть: речь идет о добровольном использовании цифрового рубля. Без согласия заказчика и получателя бюджетных средств никаких экспериментов проводиться не будет. Никакого принуждения не предполагается. Поэтому виды расходов, по которым станут проводиться такие операции, будут определяться именно исходя из этого добровольного выбора. Для нас принципиально важно не навязывать цифровой рубль участникам бюджетной системы, а предложить его как альтернативу.

— А как цифровой рубль будет использоваться в дальнейшем?

— По сути, так же, как сегодня применяются безналичные расчеты. Федеральное казначейство благодаря поддержке президента и парламента, а также внесению изменений в законодательство получило полномочия по открытию счетов, управлению ими и проведению операций с цифровым рублем. Но для получателей и главных распорядителей средств бизнес-процессы никак не изменятся.

Основная цель внедрения цифрового рубля — прослеживаемость и более строгий, превентивный контроль, а не последующий. Это ключевой момент. В дальнейшем мы будем рассматривать возможность использования цифрового рубля во внешних расчетах. Там, где это позволит упростить процессы для участников бюджетной системы, новый инструмент тоже будет применяться.

«ИИ позволяет предотвратить ошибки в работе с бюджетом»

— В продолжение темы технологий: в прошлом году вы говорили, что Минфин впервые применил искусственный интеллект в работе с бюджетом. Продолжили ли вы обращаться к нейросетям и в этом году?

— Мы не просто продолжили, а сделали шаг вперед: стали применять технологии ИИ гораздо интенсивнее и строим большие планы по их внедрению в нашу систему. Речь идет и о новом модуле, и о процессах, связанных с достижением национальных целей. Наша задача — упростить работу как для главных распорядителей средств и получателей бюджета, так и для сотрудников Минфина: снять с них часть рутинных операций, чтобы они могли сосредоточиться на более сложных задачах. Опыт оказался успешным, поэтому мы будем его развивать и расширять. Останавливаться точно не планируем.

— В чем именно помогает искусственный интеллект?

— Прежде всего, ИИ позволяет предотвратить ошибки в работе с бюджетом, которые раньше выявлялись уже постфактум — сотрудниками или последующим финансовым контролем. Система подсказывает, где что-то сделано неправильно, и тем самым снижает административную нагрузку на всех участников бюджетного процесса.

«Частота корректировок бюджета напрямую зависит от меняющихся условий»

— В этом году Минфин установил жесткий лимит на сроки внесения поправок в бюджет. Ранее Счетная палата отмечала, что частые корректировки повышают риски срыва планов. Согласны ли вы с этой позицией? И почему вообще возникла необходимость в таких ограничениях?

— Федеральный бюджет мы корректируем дважды в год: весной, в мае–июне, и осенью. Это стандартная практика, которая существовала всегда. Я не считаю, что это часто. Частота корректировок бюджета напрямую зависит от меняющихся условий. Сегодня мы живем в ситуации, когда буквально каждый день происходят события, влияющие на расходование средств, приоритеты и механизмы их распределения. Поэтому два раза в год — это точно не много.

— Почему тогда такие жесткие сроки?

— Всё связано с необходимостью как можно раньше завершить финансовый год. Чем быстрее мы примем изменения, тем раньше начнем работать над контрактами и новыми мерами, которые включаются в корректировку. Сейчас мы еще не закончили формирование законопроекта, но действуем в максимально сжатые сроки, чтобы обеспечить его реализацию.

— Но ведь лимиты были установлены всегда?

— Да, лимиты по внесению бюджета на трехлетку и сроки его рассмотрения парламентом закреплены в законодательстве. Единственное, что определяется гибко, — это момент начала формирования конкретной корректировки. Как только мы вносим проект поправок в Госдуму, на него распространяются все те же сроки, что и на любой бюджетный закон. Поэтому чем раньше документ будет внесен, тем быстрее он пройдет обсуждение в парламенте и поступит на подпись президенту.

Источник - Известия

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    Сегодня 19:14

Вечерний обзор. Российский рынок по итогам торгов закрылся в «зеленой» зоне

Максим Абрамов, аналитик ФГ «Финам».

Аналитика    Сегодня 17:56

Мониторинг предприятий: деловая активность продолжила расти

Исследование Банка России.

Это интересно    Сегодня 17:30

Доходность пенсионных накоплений НПФ за девять месяцев составила 13,1%

Средневзвешенная доходность пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов за девять месяцев 2025 года составила 13,1% годовых. По данным ЦБ РФ, все фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, продемонстрировали доходность выше уровня и...