Банки уже встраивают в свои приложения оплату по Bluetooth с помощью «Волны»
19.06.2025 \ Интервью
![]() Некоторые банки уже встраивают в свои приложения оплату покупок по Bluetooth с помощью «Волны», рассказал в эксклюзивном интервью «Известиям» на ПМЭФ гендиректор Национальной системы платежных карт (НСПК) Дмитрий Дубынин. Эта технология позволит владельцам Android и iOS бесконтактно оплачивать товары и услуги. В НСПК прорабатывают и другой новый механизм расчета — с помощью умной колонки. Пока запустили прототип решения по оплате связи, однако в дальнейшем люди смогут так вносить деньги за ЖКХ или детский сад, считает Дмитрий Дубынин. Расширение опций будет зависеть от интереса пользователей. Идет работа также над развитием оплаты по QR-коду в других странах.
— Какие дальнейшие векторы развития НСПК вы видите? — Вот уже год, как я присоединился к команде НСПК. В этом году мы развивали универсальный QR, биометрический эквайринг, систему быстрых платежей и в целом платежную систему «Мир». Для нас очень важно это направление, потому что финтех позволяет не только обеспечить людей инновационными способами оплаты, но еще и повысить финансовую доступность. — Как продвигается запуск технологии «Волна» для дистанционной оплаты по Bluetooth для iPhone? Отдельные банки уже сообщали, что запустили тестирование этого решения. Начался ли уже общий пилот решения от НСПК? — Пилот уже идет. Несколько банков действительно заявили о том, что успешно протестировали эквайринговую часть, — она обеспечивает покупку в торгово-сервисном предприятии. В октябре прошлого года мы представили прототип, и всё это время занимались промышленным решением. Совместно с банками во время пилота мы тестировали этот сервис и смотрели, как его упаковать с точки зрения клиентского пути, удобства. Сейчас мы оцениваем технологию по ее зрелости. За два квартала 2025 года мы подготовили всю документацию и начали пилот. Некоторые банки уже встраивают в свои приложения оплату покупок по Bluetooth с помощью «Волны». Через какое-то время они смогут полноценно запустить технологию. — Примерно когда вы ожидаете уже полноценного запуска этой системы? — По срокам нужно опираться на результаты пилотирования. Важно, чтобы терминалы и мобильные приложения поддерживали новую технологию. Работать с последними сейчас особенно затруднительно, вы сами знаете нынешнюю ситуацию. Также нужен достаточный парк терминалов для этого. Поэтому точные сроки пока называть не стоит. Нам с участниками стоит еще поработать и выпустить зрелую технологию. — Для борьбы с мошенниками в НСПК запустили сервис по заморозке платежей на токенизированные карты. Сколько банков уже подключились к вашей системе? — Это очень интересный сервис, к нему сейчас подключилось много участников рынка. За счет него уже больше 20 банков замораживают платежи на токенизированные карты. И надо сказать, что система успешно работает — мы получаем позитивную обратную связь от участников и банков, что двое суток во многих случаях действительно достаточно для того, чтобы человек осознал, что происходит, и не позволил мошенникам себя обмануть. Конечно, на этом не нужно останавливаться, мы будем смотреть на то, как развивается поведение тех самых мошенников. Они тоже не дремлют и наблюдают за действиями регулятора, банков и нашими действиями. Это нельзя назвать полной победой в борьбе с мошенничеством, но это хороший шаг. Наша задача — стараться быть впереди мошенников. «Россияне смогут оплачивать лицом покупки вне зависимости от используемого ими банка» — НСПК и «Сбер» планировали объединить сервисы оплаты лицом в 2025 году. Как сейчас идет эта работа? Есть ли уже более точные сроки, когда планируется объединить сервисы? — НСПК и «Сбер» планируют объединить сервисы оплаты лицом во второй половине года. Сейчас мы в эту сторону движемся. Большая часть работ уже выполнена, остались взаимные доработки системы. — Какие сложности позволяет обойти такое объединение систем? И у какого числа людей будет прямой доступ к этой технологии? — Рынок биометрии сейчас находится на начальной стадии развития. Самый вложившийся в это решение банк — это «Сбер». У них наиболее масштабная сеть терминалов для оплаты лицом. Другие участники рынка в этом направлении движутся, они тоже развивают свои сети. Наше централизованное, равноудаленное решение позволит достичь того же удобства, к которому мы привыкли с картами. То есть россияне смогут оплачивать лицом покупки вне зависимости от используемого ими банка. Именно к этому мы стремимся. Поэтому важно, чтобы остальные участники рынка продолжали развивать биометрию. Тогда появятся сети у разных банков, в них будут происходить покупки, а мы этому поможем. — В апреле сообщалось, что НСПК в ближайшее время планирует запустить пилотный проект с четырьмя странами по интеграции QR-систем на базе СБП. Заработал ли уже этот пилотный проект? Если вдруг нет, то когда вы планируете запустить его? — У нас уже некоторые направления запущены, действительно работают. Какие-то пока в процессе запуска, в том числе с прицелом на ближайшее время. Однако более подробно мы сейчас не комментируем темы по международной работе. Я думаю, вы понимаете, почему. Эти направления мы всегда прорабатываем, но не называем. Здесь люди будут ориентироваться на банки, в которых они обслуживаются, — они до своих клиентов информацию доводят. — Но за границей система для российских туристов будет работать примерно так же, как и в России, — человек сможет в магазине считать QR-код и провести оплату? — Да, абсолютно так же. «Пользователи смогут с помощью умной колонки оплатить ЖКХ, детский сад» — А какие у вас планы по дальнейшему развитию внутри страны? — Мы будем развивать платежные сервисы, систему «Мир», СБП. Нужно, чтобы мы соответствовали абсолютно всем современным требованиям по технологиям, безопасности и скорости. Конечно же, нужно развивать способы проведения платежей — через QR, по биометрии и другими способами. Мы находимся в режиме поиска совместно с участниками рынка. Например, сегодня мы представили вместе с МТС Банком прототип оплаты с помощью умной колонки. Ей можно скомандовать, чтобы она оплатила услуги связи — затем трансакция пройдет с помощью системы быстрых платежей. Конечно же, перед этим нужно привязать банковский счет к устройству через мобильный платежный сервис. Я думаю, что за таким подходом — будущее, когда сервисы-помощники могут в моменте выполнить определенную, понятную задачу за пользователя. Сейчас мы будем смотреть, как система работает. Технология пока находится на стадии прототипа, но в перспективе список доступных сервисов планируется расширить: пользователи смогут с помощью умной колонки оплатить ЖКХ, детский сад, школу. Мы конструировали прототип для оплаты связи, но по сути это может быть что угодно. Всё зависит от интереса людей. Возможно, банкиры придут еще с новыми идеями, что можно было бы сделать. — Я думаю, что это было бы очень интересно. — Сейчас все так или иначе развивают умных помощников. Кто-то, например, в приложении, и из года в год эти сервисы становятся всё функциональнее и интереснее. Это то самое направление, в котором точно стоит вместе поучаствовать. — Есть ли уже ориентировочные сроки внедрения? — Мы сейчас находимся в режиме проверки гипотезы. Это одна из таких историй, которые интересно посмотреть и увидеть реакцию. Если интерес со стороны пользователей будет, то подобные сервисы начнут развивать и другие участники. — Позвольте последний вопрос. Как вы оцениваете перспективы внедрения универсального QR? Пилот уже состоялся. Что еще предстоит сделать? — Действительно, вся сеть системы быстрых платежей — больше 200 банков и около 6 млн торгово-сервисных предприятий — уже работает на универсальном QR. Мы добавляем сервисы, которые изъявили желание там участвовать. К универсальному QR уже подключились сервисы рассрочки, некоторые другие пока в процессе. Мы сделали для рынка возможность создавать свою фирменную страницу. По сути банк может брендировать платежную страницу, которую видит клиент под себя либо под торговую точку, которую он обслуживает. Там будут их логотипы, цвета и так далее. Но формироваться страница будет по неким единым правилам, чтобы не было дискриминации. Никакой дополнительной платы за это мы не берем. С помощью универсального QR мы никак не будем влиять на тарифную политику банков, на их бизнес-модели, кешбэки или бонусы для клиентов. Технология лишь позволяет людям при сканировании кода выбрать, каким сервисом они хотят сейчас оплатить покупку. Система быстрых платежей будет только одним из способов, который доступен человеку. Источник - Известия Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|




