Информация Агентства по страхованию вкладов. Об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований закона о страховании вкладов физлиц

20.03.2015   \  Важное

Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2014 год

В рамках обеспечения функционирования системы страхования вкладов (далее - ССВ), защиты прав и интересов вкладчиков Агентство принимало участие в проверках, проводимых Банком России в банках - участниках ССВ.

Цель участия работников Агентства в проверках банков - оценить выполнение обязанностей, возложенных на банки Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее - Закон о страховании вкладов), а именно надлежащее (ненадлежащее) ведение учета обязательств перед вкладчиками, способность банков сформировать реестр обязательств перед вкладчиками в течение 7 дней, своевременность и полноту уплаты взносов в фонд обязательного страхования вкладов.

Проверки банков проводились преимущественно на плановой основе. В соответствии со «Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2014 год» работники Агентства приняли участие в 55 проверках.

Проверки проводились в банках, расположенных в 25 субъектах Российской Федерации и во всех федеральных округах (за исключением Крымского федерального округа). Суммарный объем вкладов в банках, проверенных за год, составил 6% всех вкладов (без учета ОАО «Сбербанк России»).

Для контроля устранения банками выявленных в ходе предыдущих проверок нарушений в 40 банках проверки по вопросам страхования вкладов проводились повторно (в двух банках - три раза). В ходе повторных проверок в банках отмечено улучшение или сохранение на прежнем удовлетворительном уровне качества учета сведений о вкладчиках и технологий формирования реестра.

Основные результаты проведенных проверок

1. Объем и структура обязательств банка перед вкладчиками

Объем вкладов в проверенных банках составлял от 78 до 123 430 млн руб.


Сумма обязательств перед вкладчиками превышала 3 млрд руб. в 45% проверенных банков. Большинством проверенных банков правильно определялись объекты страхования и расчетная база страховых взносов. Вместе с тем в 27% банков установлены случаи ошибочного определения страхового статуса привлеченных средств физических лиц.

Так, ряд банков включал в отчетность по форме 0409345 и в расчет страховых взносов остатки денежных средств на счетах нотариусов, адвокатов, открытых для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности, а также на счетах юридических лиц, созданных в 90-х годах в организационно-правовой форме индивидуальных частных предприятий. Сумма обязательств, ошибочно отнесенных банками к числу застрахованных, незначительна.

Три банка, напротив, не включали в отчетность по форме 0409345 и в расчет страховых взносов денежные средства, подлежащие страхованию: один банк не включал депозитный счет индивидуального предпринимателя, другой - остатки на счетах крестьянских (фермерских) хозяйств, третий - средства на специальном банковском счете платежного агента - индивидуального предпринимателя.

2. Своевременность и полнота уплаты банками страховых взносов

В 76% от общего числа проверенных банков страховые взносы в проверяемом периоде перечислялись в полном объеме и в установленные сроки. Остальными банками (24%) страховые взносы за отдельные расчетные периоды перечислены с незначительным отклонением от расчетной величины и/или с нарушением установленных сроков, из них один банк допускал несвоевременную и/или неполную уплату страховых взносов неоднократно. Недоплата страховых взносов и причитающиеся пени банками погашены в полном объеме.

В ходе проверок выявлены следующие нарушения при составлении отчетности по форме 0409345 и при определении расчетной базы для исчисления страховых взносов:

- включение в отчетность по форме 0409345 обязательств, не подлежащих страхованию (средств нотариусов, адвокатов, юридических лиц). Данные нарушения привели к несущественной переплате страховых взносов;

- невключение в отчетность по форме 0409345 и в расчет страховых взносов отдельных обязательств, подлежащих страхованию (средств индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств), незначительное искажение в отчетности остатков отдельных балансовых счетов на отдельные даты (из-за технических ошибок при формировании отчетности). Банками была представлена замена отчетности по форме 0409345 и произведена доплата страховых взносов и пени;

- случаи включения в отчетность по форме 0409345 остатков денежных средств в иностранной валюте на выходные дни с нарушением порядка, установленного Банком России, не оказавшие существенного влияния на размер страховых взносов;

- указание ошибочных сведений о количество счетов и общей сумме обязательств по счетам (вкладам) индивидуальных предпринимателей в разделе «Справочно» отчетности.

3. Ведение учета сведений о вкладчиках и обязательствах банка перед вкладчиками

Практически во всех проверенных банках действующий на момент проверки порядок в целом позволял вести учет сведений о вкладчиках, обязательствах банка перед вкладчиками в объеме, достаточном для подготовки реестра обязательств банка перед вкладчиками в соответствии с Указанием Банка России № 1417-У.

Вместе с тем в одном банке в электронной анкете индивидуального предпринимателя в АБС не предусматривалось внесение сведений о реквизитах документа, удостоверяющего личность. Кроме того, в учетных системах более половины проверенных банков имели место отдельные ошибки, связанные с «человеческим фактором»: ошибки в написании Ф.И.О., паспортных и адресных данных вкладчиков, а также невнесение в учетную систему указанного вкладчиком в анкете (заявлении) адреса для почтовых уведомлений, отличающегося от адреса регистрации. В большинстве случаев такие ошибки были единичны, однако в четырех банках превышали 5% выборки. Наибольшее число ошибок в сведениях о вкладчиках, как правило, выявлялось по договорам банковского счета, заключенным в рамках зарплатных проектов (при «массовом» заведении электронных анкет клиентов в АБС). Проведенные проверки позволяют сделать вывод о том, что ряду банков необходимо совершенствовать методы контроля полноты и актуальности информации о вкладчиках.

В ходе проверок в 18% от общего числа проверенных банков были выявлены отдельные нарушения правил ведения бухгалтерского учета обязательств банка перед вкладчиками, а именно:

- незначительное расхождение данных аналитического и синтетического учета (в двух банках); наличие дебетовых остатков на отдельных лицевых счетах пассивного балансового счета № 40817 (в одном банке);

- открытие на балансовых счетах №№40817, 40820, 423 сводных «транзитных» счетов для перечисления пенсий и зарплаты в рамках договоров по зарплатным проектам (в двух банках);

- несвоевременный перенос на соответствующие балансовые счета по учету неисполненных обязательств сумм вкладов, востребованных вкладчиками и невыплаченных по причине недостаточности у банка денежных средств (в одном банке); несоответствие установленным требованиям защитного ключа в номерах лицевых счетов (в пяти банках).

4. Представление вкладчикам информации об участии банка в системе страхования вкладов

Все проверенные банки информируют вкладчиков о своем участии в ССВ и о порядке получения возмещения по вкладам при наступлении страхового случая посредством размещения в своих офисах соответствующих печатных материалов. Результаты письменного тестирования, проводимого в ходе проверок, показывают, что работники банков достаточно информированы о механизмах действия ССВ.

5. Способность банка подготовить реестр обязательств перед вкладчиками по установленной форме и в установленный срок

Тестовый реестр формировался во всех проверенных банках. В 84% банков время формирования реестра не превышало одного дня. Результаты тестирования реестров показали следующее:

1) в 11% банков (6 реестров) сформированный реестр полностью соответствовал требованиям Указания Банка России № 1417-У;

2) в 89% банков (49 реестров) в сформированных реестрах присутствовали отдельные нарушения и недостатки, не оказывающие существенного влияния на способность Агентства проводить своевременные страховые выплаты большинству вкладчиков. При этом основными ошибками являлись:

- невключение в реестр сведений об отдельных вкладчиках (в основном, индивидуальных предпринимателях) и обязательствах перед ними (в 8 банках);

- включение в реестр не подлежащих страхованию счетов нотариусов, адвокатов, а также юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме индивидуальных частных предприятий (в 11 банках);

- включение в реестр по договорам банковского вклада, заключенным в пользу третьего лица, идентификационных данных лица, открывшего вклад, вместо данных физического лица, в пользу которого внесен вклад (в трех банках);

- несоответствие владельцев отдельных счетов в реестре данным аналитического учета (в 6 банках);

- наличие в реестре дублирующихся записей о вкладчиках (в 25 банках);

- неполное включение в реестр встречных требований банка к вкладчикам (в 29 банках);

- несоответствие остатков или номеров отдельных лицевых счетов по учету обязательств/встречных требований в реестре данным аналитического учета (в 5 банках);

- отсутствие или несоответствие первичным документам номера и даты договора, на основании которого возникло обязательство/требование (в 23 банках);

- в большинстве реестров присутствовали записи с неполными, некорректными или отсутствующими сведениями о вкладчиках (Ф.И.О., реквизитах удостоверяющего личность документа, адресных данных), что было связано как с недостатками учета сведений о вкладчиках в АБС, так и с

некорректной выгрузкой данных. Их большая часть относится к вкладчикам, заключившим договоры банковского вклада (счета) до вступления банков в ССВ. В 27 банках записи о вкладчиках с некорректными данными не превышали 1% от общего количества записей, наибольшее количество «дефектных» сведений о вкладчиках (более 10%) содержалось в реестрах трех банков.

Следует отметить, что в 2014 году банкам (при поддержке разработчиков программного обеспечения) необходимо было вносить в технологию формирования реестра, а в ряде случаев и в порядок учета сведений о вкладчиках изменения, связанные с включением в состав застрахованных обязательств денежных средств на банковских счетах (вкладах) индивидуальных предпринимателей. Таким образом, значительная часть выявленных в ходе проверок нарушений была связана именно с включением в реестр сведений об индивидуальных предпринимателях, при этом многие ошибки были устранены банками в ходе проверок.

В целом, итоги проверок банков за 2014 год позволяют сделать вывод об улучшении основных показателей, характеризующих соблюдение банками требований Закона о страховании вкладов.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.