|
Принципы ответственного кредитования, подразумевающие предоставление клиентам полной и открытой информации о продуктах и услугах банка, адекватную оценку финансовых возможностей клиента, вкупе с гибким подходом к кредитованию являются важным подспорьем в выстраивании взаимовыгодного процесса взаимодействия банка и клиента. Именно такими принципами в своей работе руководствуется и наш банк.
Очень важно постоянно работать над повышением доверия населения к банкам, которое подвергалось испытаниям прошедшими кризисами, и преодолением бытующих негативных стереотипов о банках. В последнее время эта работа и усвоение прошлого опыта начало приносить плоды: с одной стороны, банки стали более осмотрительны в выдаче кредитов, с другой стороны, надо отметить, что и финансовая грамотность населения России также растет. Это не может не восприниматься как положительный фактор, напрямую влияющий на качество задолженности.
В целом, российские банки ведут активную работу по развитию своих кредитных услуг, будь то внедрение принципиально новых продуктов или совершенствование существующих продуктов и практик, а главное – стремятся к более индивидуальному подходу к каждому клиенту. Так что можно ожидать, что ответственное кредитование в ближайшее время станет общей нормой работы российских банков.
|
Термин «ответственное кредитование» довольно субъективен. Со многими положениями этого подхода можно соглашаться, с некоторыми можно и поспорить. Нельзя забывать, что банк в первую очередь выступает перераспределителем временно свободных денежных средств от одних субъектов экономики к другим. А значит, требуя возврата кредитов, банк действует прежде всего в интересах тех людей, кто доверил ему свои кровные деньги. В этом я и понимаю смысл ответственности в области кредитования.
Что касается отдельных принципов ответственного кредитования, могу отметить, что мы в своей практике никогда не вводили заградительных мер в виде неподъемных комиссий за досрочное погашение кредитов, не устанавливали правил и условий, ущемляющих права добросовестных заемщиков, желающих погасить ранее взятый кредит. Более того, мы с пониманием относились к честным предпринимателям и физическим лицам, в силу тех или иных обстоятельств попавших в непростую ситуацию, но искренне желавших выполнить свои обязательства. В этом, я считаю, и заключаются наши принципы ответственного кредитования.
Конечно, клиент должен понимать, что он делает и зачем, переплачивая втридорога за бытовую технику, но и банк в своих же собственных интересах обязан отдавать себе отчет в том, кому он дает деньги, по сути, принадлежащие его вкладчикам, добросовестно копившим деньги на тот же, скажем, холодильник.
|
Многие банки эти принципы применяют уже сегодня, считая правильное и своевременное информирование клиентов одним из ключевых принципов своей работы.
Скрытые комиссии уходят в прошлое, клиенты становятся более грамотными в финансовых вопросах, хотя в этом направлении еще многое надо сделать.
|
К счастью, сегодня многие российские банки перешли именно на такую модель взаимоотношений с клиентами. Во многих банках понимают, что при успешной реализации профессиональной стратегии ответственного кредитования, продажи, прибыль и рентабельность Банка растут, причем без дополнительной рекламы и маркетинговых акций. Значительно повышается уровень удовлетворенности и лояльности клиентов. Поэтому можно надеяться, что лет через 5 «ответственное кредитование» станет нормой для отечественных банков.