Айдар Зубаиров
"Башкомснаббанк", Исполнительный директор НПФ, Председатель АКОРБ
Если отвечать предельно коротко, то дифференциация регионов сглаживается, но процесс идет крайне медленно.
Сложилась парадоксальная ситуация - с одной стороны, предоставление регионам большей самостоятельности в распоряжении ресурсами создало предпосылки для повышения эффективности экономического развития территорий, с другой - ослабление роли центра в управлении экономикой привело к усилению дифференциации экономических показателей развития, особенно по темпам роста.
Недавнее выступление министра финансов РФ А. Силуанова это лишь подтверждает: «Сегодня 51% налоговых доходов поступает в федеральный бюджет, а 49% - в консолидированный бюджет субъекта РФ, что позволяет говорить о паритете между федеральным и региональным уровнем». Однако «паритет бюджетной политики» вовсе не равен паритету развития - министр в очередной раз признал высокую степень дифференциации регионов. При этом, по его словам, «даже в условиях больших объемов бюджетных трансфертов необходимо стимулировать субъекты РФ зарабатывать самостоятельно».
Любая экономическая модернизация неизбежно приводит к нарастанию территориальных экономических контрастов. Причина проста - масштабы финансовой помощи периферийным территориям из федерального и региональных бюджетов становятся более ограниченными: инвестиции идут в модернизацию производств, а не на решение социального блока вопросов.
Огромная территория нашей страны и резкие различия между регионам - географические, демографические, социальные, сырьевые, аграрные и т.д. и т.п. вплоть до климатических - это объективная данность. Но это вовсе не означает, что нужно отказаться от дальнейших системных преобразований. Необходимо совершенствовать государственную политику выравнивания регионов по экономическим показателям. В частности, смягчению территориальных контрастов должно способствовать развитие инфраструктуры, в том числе транспортной - иначе мы так и останется в ситуации, когда в половине России нет дорог, а в другой половине по ним невозможно ездить.
Необходимо стимулировать саморазвитие территорий, использование внутреннего потенциала: не все решает финансовая помощь свыше. Конечно, на современном этапе полностью отказаться от перераспределения финансовых ресурсов между регионами и муниципальными образованиями невозможно. Но эта система должна быть более гибкой.
Государственная власть должна создавать и регулировать основные направления и условия развития экономики, а непосредственные меры должны исходить от муниципалитетов. Привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и, как следствие, повышение уровня жизни населения позволит не только поднять экономику определенного региона, но в конечном итоге приведет к сокращению диспропорций развития между регионами.
|
Безусловно, дифференциация регионов по социально-экономическим показателям продолжает обостряться.
Из-за централизованного перераспределения ресурсов и корректировки нормативной базы ряд регионов-доноров перешли в разряд дотационных. Существенную роль в этом вопросе играет также субъективный фактор - позиция регионального Правительства.
|
Дифференциация регионов по социально-экономическим показателям, на мой взгляд, существенно не изменилась. Хотя отдельно выделяются регионы, в которых реализуются (а значит, и финансируются) значимые федеральные программы. Вполне ожидаемый результат в ситуации, когда федеральный бюджет составляет три четверти консолидированного бюджета страны.
|