Валерий Инюшин
к.э.н., член Комитета по Денежно-кредитной политике и банковскому надзору АРБ
В ситуации сокращающейся рентабельности отечественного банковского сектора, в целом достаточного низкого интереса к нему инвесторов и слабеющего спроса на кредиты снижение налогов на капитализируемую прибыль может и не привести к столь оптимистичному результату.
Без перехода к более стимулирующей денежной политике эта мера может не дать ожидаемого эффекта, поскольку многие собственники банков будут скорее заинтересованы в изъятии, а не в инвестировании прибыли в принадлежащие им структуры.
|
Алексей Ведев
Институт экономической политики имени Егора Гайдара, директор Центра структурных исследований
Считаю такую оценку реалистичной - именно так и соотносятся капитал и кредиты нефинансовому сектору. Вопрос состоит в другом – насколько необходимы дополнительные кредитные ресурсы для экономики и насколько необходимо освобождать капитализируемую прибыль от налогов.
С точки зрения бюджета в перспективе вообще может сложиться странная ситуация. В случае реализации правительственного инновационного сценария, предполагающего увеличения нормы накопления до 30% ВВП (и даже 35%) и роста инновационного сектора до 20% ВВП, льготное налогообложение превысит половину валового внутреннего продукта. Любые новации в этой области лишь увеличат объем выпадающих доходов бюджета. И в перспективе возможность выполнения государством социальных функций вызывает большие сомнения.
Далее, задача увеличения капитализации банковской системы представляется достаточно важной, однако я полагаю, что она не должна решаться методом налоговых льгот. Более того, дальнейшее расширение потребительского кредитования провоцирует нестабильность в финансовом секторе, где главной угрозой выступает кризис «плохих долгов». Расширение кредитования предприятий возможно, однако текущее состояние конъюнктуры указывает на снижение экономической активности и, соответственно, спроса на банковский кредит. Исключение составляет лишь спрос на пролонгацию кредитов, что также не способствует устойчивости банковской системы. И поэтому возникает опасение, что льготы по капитализируемой прибыли будут использоваться для оттока капитала из РФ.
|
При условии, что полноценный рубль станет частью капитала банка и потом будет использован, в основном, для выдачи кредитов, то оценка вполне правдоподобна.
Однако в последнее время пополнять капитал банка "живыми" деньгами не выгодно - сразу после внесения в капитал кредитной организации полновесный рубль превращается в 80 копеек или даже меньшую сумму.
Попытка публичного размещения Промсвязьбанка в прошлом году - наглядная иллюстрация этого. При таком раскладе, акционерам подавляющего большинства кредитных организаций выгоднее заплатить налог на прибыль (когда она есть) и забрать остальные средства. В силу этого не думаю, что стоит ожидать существенного положительного эффекта от предлагаемой меры: те кто захотят честно забрать средства заплатят налог. А вот создать дополнительные стимулы для использования различных "схем" (стимулы к применению которых и так есть из-за непростой ситуации как в экономике так и в банках) подобная инициатива может. "Схемы", к сожалению, могут наполнить капитал банков не теми рублями, которые умножатся в 6-7 раз в виде выданных экономике кредитов.
|