Николай Журавлев
СФФС РФ, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
Эльвира Набиуллина, которая вступит в должность главы Центробанка 24 июня, уже обозначила основные приоритеты своей работы. Она четко дала понять, что основная направленность политики будет сохранена, но вместе с тем предварила некоторые изменения. Г-жа Набиуллина отдельно остановилась на системе рефинансирования банковского сектора, назвав повышение ее доступности для банков новым приоритетом. Это можно назвать определенными послаблениями - расширение инструментов, некоторое разумное снижение требований к участникам. Вместе с тем ЦБ должен обеспечивать секьюритизацию в первую очередь кредитов реальному сектору через залог бумаг, выпущенных банками под такие кредиты.
Как бывший министр, г-жа Набиуллина заявила, что рост экономики должен поддерживаться в том числе и мерами ЦБ, который может манипулировать прежде всего ставкой рефинансирования. И при сокращении темпов роста и увеличении безработицы нужно снижать ее уровень. Но она сразу же поставила жесткие условия для этого — учет всех факторов при совершенно определенной динамике.
По моему мнению, можно рассчитывать как на сокращение ставки, так и надеяться на реализацию озвученных новым главой мер. Прогноз роста экономики уже на этот год пришлось пересматривать в сторону понижения, и бывшее ведомство г-жи Набиуллиной, МЭР, дало понять, что показатель может быть еще ниже. Таким образом, одно из важнейших озвученных условий для снижения ставки - налицо. Про рост безработицы пока, к счастью, говорить не приходится. Но, я считаю, в целом ситуация в экономике требует такой поддержки, стимула от финансовой системы.
Тем не менее, ЦБ очевидно будет продолжать достаточно жестко таргетировать инфляцию, как залог экономической и социальной стабильности. Не думаю, что власти даже при снижении темпов экономического роста допустят послабления здесь.
|
Выделю два аспекта вопроса, первый - необходимость в изменениях Денежно-кредитной политики, второй – непосредственная реализация изменений . На первый тезис ответ положительный - менять Денежно-кредитную политику необходимо. В текущей ситуации, когда вокруг замедление экономического роста, пессимистичные прогнозы аналитиков и иные негативные тенденции, часто приходится слышать, что основной причиной этого является политика банков, результатом которой стали высокие кредитные ставки, короткие сроки финансирования, отсутствие реально доступных кредитов. Одновременно с этим, не учитывается, что банки, являясь кровеносной системой экономики, не существуют отдельно от Денежно-кредитной политики и экономики в целом.
На сегодняшний день банковская система нуждается в системе рефинансирования, понятной по срокам и ставкам, в доступности «длинных» ресурсов, в том числе, за счет пенсионных денег, денег, «замороженных» государством в виде различных резервов, в адекватном (а не постоянно усиливающемся) надзоре. Все указанное - есть инструменты Денежно-кредитной политики. Важно отметить, что она, в свою очередь, является зоной ответственности не только Банка России, но государства. Конечно, низкая инфляция (основной ориентир для оценки деятельности Банка России и части экономического блока Правительства) – важное и нужное достижение. Однако, если заниматься только ей, - развития не получится. В данном комментарии нет цели оценить, плохо или хорошо Банк России исполнял свои компетенции и использовал предоставленные ему законом инструменты, поскольку не все зависит от ЦБ. Мое мнение - изменения должны произойти, но сделать это возможно только тогда, когда этим будет заниматься не только ЦБ РФ.
Касательно второго тезиса - выскажусь отрицательно, я не ожидаю в ближайшее время изменений в денежно-кредитной политике. Прежде всего, это связано с отсутствием общего понимания в Правительстве, что необходимо делать. В настоящее время ситуация следующая: в дорогих кредитах для реального сектора виноваты банки, которые, в своей части проблем, винят Банк России, а Банк России решает поставленную задачу - снижение инфляции. Все в процессе - результата нет.
Полагаю, что решение может быть найдено, но только совместными усилиями, в том числе такими, какие предпринимает Ассоциация российских банков, ведя работу и с Банком России, и с Правительством РФ, и с законодателями, и, непосредственно, с банками.
|
Антон Данилов-Данильян
Сбербанк России, Председатель Комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами
Не ожидаю. Небольшая вероятность всё же имеется, но это зависит от состояния дел в мировых финансах и в российской экономике.
Только серьезные проблемы, сходные с острой фазой финансового кризиса конца 2008 – начала 2009 года могут ослабить ДКП. Однако такое развитие событий всё же вряд ли произойдет, поскольку наши основные торговые и финансовые партнеры продолжат проводить ослабленную ДКП в своих странах.
|
- продолжения ранее взятого курса по постепенному переходу от таргетирования обменного курса к таргетированию инфляции;
- разумного смягчение денежно-кредитной политики (умеренного снижения ставок);
- расширения существующих механизмов рефинансирования банков, а возможно, и удлинения сроков такого рефинансирования (правительство уже давало похожее задание нынешнему руководству регулятора; банки уже неоднократно жаловались на ограниченного источников ликвидности).