Дежурные по банкамВ последнее время на государственном уровне стала формироваться политика по противодействию работе
|
|
На объемах кредитования малого и среднего бизнеса это пока вообще никак не отразилось, по причине того, что проект изменений в 254-П (в том числе приложение 5, где и содержатся критерии нереальности деятельности) еще находятся на регистрации в Минюсте, и нормативным пока не является.
Напомню, что даже после того, как эти изменения станут частью положения 254 -П, нормы по нереальности деятельности вступят в силу только в следующем году - с 1 января 2014 года, и то для новых кредитов (выданных после 1 января 2014 года). Для всех кредитов эти нормы начнут работать еще через год - с 1 января 2015 года. Важно также понимать, что приложение 5 содержит признаки нереальности деятельности, и у банков нет обязанности автоматически формировать резерв на заемщика, обладающего такими признаками. У банков появляется обязанность проверять заемщиков на наличие данных признаков и принимать самостоятельное решение о его реальности или нереальности с одновременным информированием Банка России. Специально для малого и среднего бизнеса предусмотрен "льготный режим" работы этих норм. А именно : нормы о нереальности деятельности не будут распространяться на все кредиты до 10 млн рублей (а это, по полученной нами от банков статистике, около 90% всех кредитов малому бизнесу). Кроме того, целый ряд критериев нереальности деятельности (такие как исполнение одним лицом обязанностей единоличного исполнительного органа в нескольких организациях, отсутствие в штате заемщика должности главного бухгалтера, бухгалтерской службы или обслуживания по контракту, отсутствие в штате заемщика иных работников помимо руководителя и главного бухгалтера, отсутствие в течение более чем трех месяцев фактических выплат сотрудникам, не распространяются на субъекты малого предпринимательства. Иначе говоря - если у банков заемщики реальные ( а не фирмы - однодневки), то даже при наличии признаков нереальности банк будет самостоятельно принимать решение о резервировании. |
Дроздова Райффайзенбанк, Главный бухгалтер, начальник Управления бухгалтерского учета и отчетности Возможное введение критериев реальности деятельности заемщиков при создании банками резервов на потери по ссудам обсуждается уже более двух лет. Данная дискуссия не является однозначной и простой. Безусловно, с фирмами однодневками необходимо бороться, т.к. в первую очередь это потери для бюджета, а также непрозрачность бизнеса, которая чревата высокими рисками при кредитовании для банков. Однако сам подход, который был выбран для этих целей, а именно четко описанные критерии, определенные Банком России, на мой взгляд, в какой-то части противоречит принципам Базеля II, где упор в первую очередь делается на статистически разработанную математическую модель. Окончательная версия документа пока не опубликована и наверное несколько преждевременно говорить о том каким образом это уже отразилось на кредитовании малого и среднего бизнеса.
В существующих рыночных условиях банки достаточно хорошо понимают кого они кредитуют и на каких условиях. Если же банку ясен бизнес клиента, тогда понятны его цели и потребности и просчитываемы риски. В этом случае можно кредитовать клиента и работать с ним по другим направлениям и вопрос о том, реальна такая деятельность или нет, отпадает сам собой. |
Сама идея по осуществлению повышенного резервирования заёмщиков, у которых отсутствует реальная деятельность, на мой взгляд, правильна. Ведь в большинстве случаев через кредитование именно таких фирм осуществляется вывод денежных средств из банка, и в ситуациях, когда акционерам, руководству банка либо иным заинтересованным лицам становится это выгодно, данные фирмы просто банкротятся, а денежные средства в банк не возвращаются. Понятно желание регулятора ограничить предоставление таких кредитов. Увеличение резервов является одним из самых действенных инструментов. Данный вопрос прорабатывался Банком России уже несколько лет и на сегодняшний день его окончательная версия существенно отличается от первоначальной в положительную сторону.
Тем не менее, на мой взгляд, применение представленных регулятором критериев, когда при наличии хотя бы одного из обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заёмщика реальной деятельности, банк должен принимать, а в отдельных случаях и обосновывать перед Банком России, решение о том, что деятельность заёмщика реальна, приведёт к дополнительным трудозатратам банков. Например, такой критерий как регистрация по адресу массовой регистрации встречается в каждой второй организации МСБ, как минимум, по той причине, что в основном, фирма для ведения бизнеса просто покупается у организаций занимающихся их регистрацией. Естественно данные фирмы регистрируются по адресам массовой регистрации, и в дальнейшем их новые владельцы не занимаются сменой данного адреса. Введение данного признака как безусловного критерия возможного отсутствия реальной деятельности заставят банки заниматься дополнительным обоснованием перед Банком России реальности деятельности заёмщиков. Случаев аналогичных приведённому, очевидно, будет возникать достаточно много, что сформирует дополнительную нагрузку на банки. Если говорить о том насколько введение требований по выявлению и дополнительному резервированию компаний, не занимающихся реальной деятельностью, повлияет на кредитование МСБ, то я склонен считать, что данное влияние не будет существенным. В ситуации, когда Банк оценивает свои кредитные риски и понимает суть реального бизнеса заёмщика, который формирует его доход, он заинтересован в сохранении отношений с данным клиентом. В отдельных случаях в рамках отношений с клиентом Банк порекомендует заёмщику устранить обстоятельства, свидетельствующие, по мнению Банка России, о возможном отсутствии у заёмщика реальной деятельности. В ситуациях, когда кредитование преследует сомнительные цели, данная норма, по всей видимости, окажет своё положительное влияние с позиции регулирования, но к реальному кредитованию МСБ это не имеет никакого отношения. |
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.



