|
В данном случае следует различать кредитование компании - стартапа, являющейся новым направлением бизнеса, как правило, инновационным, или кредитование новой компании, являющейся частью действующего, уже зарекомендовавшего себя бизнеса.
Представляется, что кредитование компаний первого типа больше подходит не для банков, а для специализированных венчурных фондов, имеющих соответствующих специалистов, методики, долгосрочное финансирование и не такое жесткое, как у банков, регулирование. Не секрет, что у недавно созданных инновационных компаний вероятность дефолта намного выше, чем у компаний со стабильным бизнесом. Соответственно, уровень риска при кредитовании таких компаний для банков слишком высок. Интерес для банков такая компания будет представлять после стабилизации денежных потоков, выхода на прибыльную деятельность и не ранее 3-5 лет с момента создания.
Компании второго типа имеют намного больше шансов получить кредит в банке. В этом случае многое будет зависеть от отрасли, качества обеспечения и степени покрытия кредита обеспечением.
|
Кредитовать стартапы – не банковское дело. Ведь банки распоряжаются не своими деньгами, а, в основном, деньгами клиентов. Поэтому они не могут рисковать. Ведь из трех стартапов в течение 3-х лет в среднем двое – разоряются и деньги теряются.
Для высокорисковых дел есть другие формы финансирования – за счет т.н. венчурных фондов, частных финансовых организаций, госсредств.
Банки могут выдавать ссуды предприятиям, которые прошли стадию стартапов, встали на ноги и стабильно работают.
|
Банки – консервативные финансовые учреждения, которые не могут так сильно рисковать деньгами вкладчиков, чтобы кредитовать стартапы.
Для финансирования стартапов есть бизнес-ангелы, специализированные фонды, Российская Венчурная Компания (РВК), есть Роснано, наконец.
Когда стартап «созреет», превратится в стабильно работающую компанию, тогда и настанет черед банков. У каждого стартапа свой индивидуальный срок «созревания».
|
Многие кредитные учреждения в этом плане находят обходные пути и кредитуют стартапы в рамках потребительского или залогового кредитования, поскольку здесь риски меньше и лучше поддаются оценке. Еще один вариант — возможность получить кредит для стартапа под поручительство уже действующего бизнеса.При этом часто банки выдают не весь объем требуемых инвестиций: наиболее распространенное требование – это наличие уже собственных средств в размере 25-30% от необходимой суммы.Что касается сроков существования предприятия на рынке, то мы, к примеру, начинаем кредитовать предприятия с историей бизнеса от 6 месяцев.
В будущем кредитование старт-апов будет развиваться за счет господдержки и схем франчайзинга, когда молодой предприниматель уже будет иметь на руках готовый пакет рекомендаций к ведению бизнеса и раскрученный бренд.
Для кредитования стартапов существуют специально созданные венчурные компании, инвестиционные фонды, принцип деятельности которых заключается в принятии высокого риска взамен на возможные сверхприбыли.
Банки же работают на совершенно других условиях: срочность, платность, возвратность и обеспечение. При этом «платность» в среднем у всех банков стандартная и не позволяющая принимать чрезмерные риски проекта.
Банки могут рассматривать вопрос о кредитовании стартапа только тогда, когда это уже не венчурное финансирование стартапа, а проектное финансирование.
Соответственно, чтобы прийти к такой возможности, стартапу необходимо «запастись» средствами и/или активами, обеспечивающие 20-30% стоимости всего проекта, а также детальной концепцией производства и стратегией маркетинга. Говоря о сроках достижения данной стадии проработки проекта – все индивидуально и зависит от многих факторов: отрасли проекта, стоимости проекта, возможностей инициативной группы проекта.