Павел Михмель
Первое коллекторское бюро, Генеральный директор
Рынок потребительского кредитования в России, несмотря на спад в странах Европы, продолжает расти. Объем банковского розничного портфеля увеличился на 14% в 2013 году, с 7 трлн рублей в 2012 году до 8 трлн рублей в 2013.
Ежегодный высокий рост неизбежно приведет к закредитованности населения и значительному расширению категорий заемщиков (вкл. студентов и пенсионеров). А это в свою очередь серьезно отражается на платежеспособности заемщиков.
Рост просроченной задолженности составил 23% в 2013 году по сравнению с 2012 г. Поэтому, на мой взгляд, для снижения риска невозвратов нужно продолжать повышать финансовую грамотность и ответственность заемщиков, усиливать позиции исполнительных (судебных) органов, сделать деятельность участников рынка кредитования еще более открытой и прозрачной.
|
Дмитрий Захаров
БКБ «РУССКОЛЛЕКТОР» , Генеральный директор, Член Совета директоров
По нашему мнению, на рынке наблюдается общий тренд к снижению платежной дисциплины населения. На фоне замедления роста объемов портфелей розничных кредитов продолжается увеличение объема просроченной задолженности. При этом по ряду банков темпы роста просроченной задолженности опережают темпы прироста кредитного портфеля. С этой точки зрения показательными будут статистические данные по финансовому сектору по итогам сентября, следующего за традиционным летним спадом деловой и потребительской активности.
В целом необходимо отметить возросшие риски кредитования населения, в том числе, на фоне значительного увеличения числа заемщиков, обслуживающих два и более кредитных продукта. Кроме того не стоит забывать и об активной выдаче займов со стороны МФО, зачастую лицам уже имеющим какой-либо из кредитных продуктов (причём статистическая информация о количестве займов, выданных гражданам от МФО, на сегодняшний день не прозрачна). Также стоит отметить заметное увеличение количества заемщиков, перестающих обслуживать кредит, начиная с первого ежемесячного платежа.
Дальнейшее развитие событий будет зависеть как от политики в сфере регулирования потребительского кредитования, проводимой Центральным банком, так и от стратегий рыночного развития системообразующих участников рынка и, безусловно, от общей экономической ситуации в мире и России.
|
Артем Плохов
Столичное агентство по возврату долгов, Исполнительный директор
Анализируя ситуацию с взысканием, мы видим, что все чаще и чаще проблемы с возвратом долга спровоцированы высокой кредитной нагрузкой заемщика. Если два года назад закредитованные граждане составляли около 8% от всех проблемных должников, попадающих к нам в работу, то сегодня доля тех, кто не в состоянии обслуживать свои многочисленные кредиты удвоилась. Эти оценки коррелируются с результатами исследования, которые недавно обнародовал банк «Связной».
В какой-то степени, такое развитие событий можно назвать ожидаемым: по итогам 2012 года крупнейшие российские банки нарастили портфели потребительских кредитов более чем на 40%. Этот результат обусловлен, в том числе, изменением кредитной политики. В погоне за ростом портфеля некоторые банки стали активно предлагать своим клиентам по два-три кредитных продукта одновременно. И это - на фоне стагнации экономики и низкой финансовой грамотности населения.
Собственно, отсутствие финансовой культуры является вторым по значимости усугубляющим фактором. Несмотря на то, что тема потребительского кредитования для россиян уже не нова, несмотря на опыт кризиса 2008 года, люди по прежнему легко поддаются кредитному соблазну, не всегда умея рассчитать свои силы и возможности.
Однако, несмотря на тревожные симптомы, ситуация далека от критической. В США, например, совокупный долг физлиц уже превысил ВВП страны, у нас же этот показатель составляет пока чуть более 14%.
Если не случится никаких экономических потрясений, ситуация на этом рынке постепенно нормализуется. Темпы роста потребительского кредитования уже сейчас заметно снизились по сравнению с прошлым годом. Важно и то, что проблемой закредитованности озаботился Центральный банк и вывел обсуждение этого вопроса на уровень президента и правительства.
|