Дежурные по банкам

Какие стратегии будут внедрять российские банки в условиях растущих финансовых потребностей клиентов: продукт-ориентированные или клиент-ориентированные?

Екатерина  Екатерина
Трофимова
АКРА, Генеральный директор, Член совета директоров
На таком высоко фрагментированном и конкурентном рынке как российский банковский сектор предложение стандартных продуктов не позволяет даже крупнейшим банкам проводить адекватную ценовую политику. Сравнимые банки сегодня предлагают похожие продукты и конкурируют, прежде всего, по цене, что все более негативно сказывается на их рентабельности.

При этом банковские продукты достаточно легко перенимаются и адаптируются, поэтому даже предложение новых эксклюзивных продуктов на рынке не позволяет извлекать устойчиво высокие прибыли.

Таким образом, получается, что продукт-ориентированная модель построения банковского бизнеса в чистом виде оказывается нерентабельной.

Наиболее оптимальной моделью видится комбинирование продукт-ориентированной и клиент-ориентированной бизнес-модели, когда кредитный или депозитный продукт используются как база для начала выстраивания долгосрочных отношений с клиентом. Поддерживать эти отношения можно, в частности, формированием «кастомизированных» предложений клиентам, исходя из их секторальной специфики, финансовых возможностей и других индивидуальных потребностей.
Лариса  Лариса
Маркус
Внешпромбанк, Президент
Высоко конкурентный рынок, которым можно считать и отечественный рынок банковских услуг, конечно, должен ориентироваться на потребности клиентов. В противном случае даже идеально сконструированный с точки зрения банка продукт может быть просто никому не нужен, если он не отвечает все возрастающим требованиям клиентов.

Борьба за клиентов в настоящее время идет во всех сегментах банковской деятельности. В конечном итоге именно спрос со стороны клиентов диктует необходимость появления тех или иных продуктов.

Создание любого банковского продукта – процесс трудоемкий и затратный, поэтому велик риск создания широкой линейки продуктов, само существование которых уже предполагает наличие определенных расходов на поддержание необходимой инфраструктуры: программного обеспечения, персонала и т.д. – которая окажется с экономической точки зрения тупиком в развитии кредитной организации.

С другой стороны, если, к примеру, в кредитовании, ориентироваться только на количественные показатели привлечения клиентов, можно столкнуться с ситуацией, когда максимально лояльный кредитный продукт станет интересен определенной группе клиентов, привлеченных простотой получения займа, но не стремящихся возвращать полученные деньги. Такая «клиентоориентированность» так же никому не нужна.

Таким образом, я выступаю за комплексный подход к формированию стратегии развития Банка, когда продукты с одной стороны ориентированы на потребности клиентов, но в то же время сам перечень продуктов и их характеристики таковы, что они позволяют привлекать к работе с Банком определенную группу добросовестных, серьезных клиентов.
Наталья  Наталья
Николаева
Ситибанк, Член правления
Банки всегда разрабатывают продукты для удовлетворения потребностей своих клиентов. Без клиентов банк не может существовать.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это интересно    14.11.2025 12:30

Более 60% россиян пользуются финансовыми приложениями ежедневно

Российские пользователи финансовых приложений стали рассматривать их как полноценных помощников в управлении личным бюджетом, а не просто инструменты для переводов. Согласно совместному исследованию ЮKassa и Touch Instinct, в котором приняли участие 1000 респондентов, 62% опрошен...

Интервью    14.11.2025 12:20

О длинных ОФЗ и страхах инвесторов

Заместитель председателя правления банка «Синара» Андрей Алетдинов рассказвл в интервью РБК о том, почему долгосрочные стратегии сейчас не работают и почему кризисы — это не повод для паники, а возможность заработать.

Новости АРБ    14.11.2025 11:40

Вышел октябрьский номер «Вестника АРБ»