|
Российская банковская система мощнее – суммарные активы российских банков превышают активы стран Союза. Наши банки обладают опытом создания и развития многофилиальных сетей, они технологичнее – по этому показателю с нами может сравниться разве что банковская система Казахстана.
|
Николай Сапронов
Пробизнесбанк, Вице-президент, Руководитель Департамента финансовых рынков ФГ Лайф, Лайф Капитал
Во-первых, это масштаб. До размера Сбербанка, ВТБ и т.д. банки других стран ЕАЭС дотянуться не могут. В рейтинге банков СНГ крупнейший нероссийский представитель ЕАЭС – Беларусбанк – находится только на 14-м месте. Размер позволяет банкам кредитовать крупные проекты, проекты с растянутым сроком реализации, выдавать кредиты с повышенным риском и т.п. Кроме того, хотя сейчас из-за санкций лидеры банковской отрасли РФ оказались отрезанными от западных источников средств, потенциал их фондирования на зарубежных рынках не вызывает сомнений и превосходит возможности кредитных организаций других стран ЕАЭС.
Во-вторых, это устойчивость. Банки Казахстана, например, перенесли кризис 2008 года хуже, чем банки России. В значительной мере это объясняется различием в уровне экономического развития стран, большей гибкостью и глубиной нашей финансовой системы. Среди прочего, это повышает способность отрасли гасить последствия различных экономических шоков, падения отдельных кредитных организаций и т.д.
В-третьих, это уровень развития самой отрасли. И ЦБ, и банки РФ прошли довольно длинный путь, развивая, если так можно выразиться, «инфраструктуру» банковской отрасли. ЦБ сейчас хорошо «упакован» способами предоставления ликвидности банковской системе. Российские банки привыкли работать в высококонкурентной среде. Это заставляет не только расширять линейку продуктов, но и активней развивать сервис, IT, маркетинг, повышать уровень компетенции персонала.
|
В настоящее время в России на законодательном уровне закрепляются базельские принципы регулирования различных институтов банковской деятельности, прежде всего, я бы отметил, например, подходы к регулированию капитала и систем корпоративного управления, что, на мой взгляд, свидетельствует о готовности российской правовой системы в области банковского регулирования и надзора к интеграционным процессам, в том числе и в рамках ЕАЭС.
|