|
Основной вопрос не в технике расчета капитала, дело - в реальных рисках заемщиков и в способности банков эти риски правильно оценить.
Базель II (один из разрешенных в нем подходов к оценке кредитного риска - IRB) позволяет банкам самостоятельно оценивать кредитный риск своих заемщиков в целях расчета достаточности капитала на основе своих статистических и математических моделей дефолта отдельных заемщиков и (или) групп заемщиков.
IRB подход должен позволить банкам более точно оценивать риски каждого заемщика и делать более точную (относительно стандартизированного подхода) аллокацию капитала по кредитным рискам. Для сравнения - в стандартизированном подходе - от 5 до 10 категорий кредитного риска, а при применении IRB - обычно не менее 25. Иначе говоря, применение продвинутых подходов Базеля II, действительно, позволит на кредиты заемщикам лучшего качества (чем среднее по портфелю) аллоцировать меньше капитала. Но не стоит забывать, что на заемщиков худшего качества понадобится больше капитала (и, возможно, больше, чем при стандартизированном подходе).
Положительный эффект от внедрения IRB экономика, возможно, почувствует только через несколько лет его применения, когда банки научатся управлять своими портфелями и капиталом с точки зрения RAROC (Risk Adjusted Return on Capital), и лучшие заемщики и проекты будут получать больше кредитов и по более низким ставкам, а более рисковые проекты - тоже будут их получать, но по более высоким ставкам, в которые изначально будет заложен риск именно их потерь.
Но есть нюанс : сегодня большое количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий и проектов объективно несут в себе высокие риски и не могут похвастать перед банками своей кредитособностью, то есть относятся к категориям рисковых заемщиков. Именно по этой причине многие банки сегодня кредитуют в основном сектор торговли и потребление населения. А ведь через более точную «призму» Базеля II эта картина рисков только прояснится. Какое количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий попадут в категории с высокой вероятностью дефолта - большой вопрос.
Банки ищут сегодня в Базеле II "техническую" экономию капитала, но во-первых, не факт, что она будет существенной, а во-вторых не факт, что "сэкономленный" (по причине иной техники расчетов) капитал и его кредитное плечо будут направлены банками на кредитование промышленности и сельского хозяйства. Скорее всего, освобожденный капитал (по законам рыночной экономики) пойдет туда, где он быстрее даст большую норму прибыли для акционеров.
А с точки зрения прямого воздействия на кредитование промышленности и сельского хозяйства нужно применять гораздо более простые и действенные меры поддержки проектов и инвестиций - например, госгарантии для проектов, отобранных специализированным(и) госагентством(ами), договора экспортного страхования ЭКСАР и пр. Эти инструменты и механизмы снижения кредитного риска в нашем регулировании Банком России уже внедрены и используются как в целях расчета достаточности капитала (в 139-И), так и в целях расчета резервов (в 254-П).
|
Ирина Дроздова
Райффайзенбанк, Главный бухгалтер, начальник Управления бухгалтерского учета и отчетности
Один из компонентов Базеля II ориентирован на расчет минимальных требований к капиталу, который по сути своей должен покрывать кредитные, рыночные и операционные риски. При принятии каких-либо решений в отношении кредитования, Базель II рекомендует использовать либо стандартизированный, либо продвинутый подход.
В стандартизированном подходе банк при оценке риска ориентируется на внешние рейтинги, присвоенные международными рейтинговыми агентствами предприятиям, а также на качество обеспечения, предоставляемого в залог под кредитные средства.
В продвинутом подходе используется сложная математическая модель, учитывающая вероятность дефолта предприятия, удельный вес потерь при дефолте. В такой модели банки заинтересованы работать с теми предприятиями, у которых стабильно растет рыночная стоимость, капитализируется прибыль, растет объем оборотов и выручки. Такие факторы как прогнозы развития рынка, темпы развития отрасли, а также макроэкономическая ситуация по стране определяют степень привлекательности предприятия в качестве объекта кредитования. Однозначно будут выигрывать те предприятия и отрасли, которые смогут перестроить свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы быть максимально прозрачными и привлекательными для банков с точки зрения вышеуказанных факторов. Естественно, что есть отрасли, в которых риск дефолта статистически всегда больше, чем в других, и к таким отраслям относится сельское хозяйство.
В этом случае, вероятно можно было бы подумать о создании специальных государственных программ по кредитованию тех или иных отраслей экономики. Примером такого рода программ может служить кредитные программы немецкого банка KfW, который предоставляет коммерческим банкам долгосрочные кредитные ресурсы по различным программам, а также в дальнейшем контролирует использование данных денежных средств коммерческими банками. Данное долгосрочное финансирование складывается из государственных денег, а также денег привлеченных сторонних инвесторов, заинтересованность которых во многом зависит и от самого проекта, и от структуры сделки.
|
Я не думаю, что применение IRB-подхода на нормативном уровне приведёт к каким-то новациям в сфере кредитования промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Ключевые Банки нашей банковской системы, в основном, применяют IRB-подход в рамках внутренних процедур, поэтому, на мой взгляд, внедрение норм Базель II на уровне нормативного регулирования вряд ли приведёт к каким-то существенным новациям в сфере кредитования промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
|