Василий Шибаев
Газпромбанк, Исполнительный директор Департамента рисков операций на финансовых рынках
Очевидно, что банки с более развитой системой управления рисками окажутся в более привилегированном положении не только в долгосрочной перспективе (за счет более высокого уровня надежности и обеспечения баланса доходности и риска), но и в краткосрочной перспективе (за счет меньших требований к капиталу для заданного портфеля активов).
В этой связи высокий уровень развития системы управления рисками становится еще более значимым конкурентным преимуществом для коммерческих банков.
При этом достоверно оценить влияние наличия данного права у Банка России на конкуренцию в банковском секторе на данном этапе сложно, так как многое зависит от конкретных механизмов его реализации в ходе реформы банковского надзора.
Первоочередную роль здесь играет готовность как Банка России, так и кредитных организаций вести конструктивный диалог по поводу системы управления рисками в ходе проведения оценок регулятора. Немаловажным является и процесс перехода от надзора, основанного на формальных требованиях, к надзору, основанному на принципе профессионального суждения.
|
Данил Трофимов
Уралсиб, Руководитель проекта по внедрению требований Базель 2
Наделение Банка России полномочиями устанавливать индивидуальные нормативы достаточности капитала в зависимости от результатов оценки степени адекватности системы управления рисками, фактически, открывает перед банками новые возможности для повышения эффективности бизнеса и конкурентной дифференциации.
Так крупные банки, инвестирующие в построение точных систем риск-менеджмента в соответствии с международными стандартами, получают преимущество не только от эффективного управления рисками, но и от снижения (не увеличения) регулятивной нагрузки на капитал, что означает дополнительные возможности для расширения бизнеса.
Для небольших банков, безусловно, это означает необходимость большей специализации для сужения собственного профиля рисков и сложности системы управления рисками.
Безусловно, ключевым вопросом остается практика применения полномочий — насколько целостным и последовательным будет подход Банка России к крупным и небольшим банкам, и насколько гибко будет использоваться данный инструмент, будет ли это исключительно ужесточение, или еще и стимулирование.
Это значительный шаг для банковской системы, крайне важно, чтобы он проходил последовательно, плавно и в формате прозрачного диалога с банковским сообществом.
|
Адам Зейн
ОАО «Альфа-Банк», Со-президент Комитета; Управляющий директор по внедрению стандартов Базельского Комитета
Прежде всего, наиболее значительных результатов достигнут банки, руководители которых мыслят стратегически. Банки, разработавшие наиболее совершенные методологии оценки рисков и процессы аллокации капитала, будут обладать пониманием, как наилучшим образом использовать свои конечные ресурсы капитала, что приведет к более точному ценообразованию таких организаций по сравнению с банками, не преуспевшими во внедрении Базель.
Соответственно, преуспевшие банки приобретут понимание, какие продукты и услуги являются наиболее выгодными для их продуктовой корзины и стратегических целей. В связи с этим, я ожидаю миграции клиентов в банки, которые будут управлять своим капиталом более «мудрым» образом.
Кроме того, от приобретения Банком России соответствующих полномочий выиграет весь рынок. Во всех странах, где я руководил внедрением Базеля, я наблюдал существенный рост навыков регуляторов и понимания ими риск-менеджмента. Основываясь на своем опыте, для примера я могу привести регуляторов Великобритании, Германии, Франции и Испании. Усиление надзорных функций поможет предотвратить будущие кризисы как для всей системы, так и для отдельно взятых банков.
|