|
По оценкам ЦБ в 2016 году банки нарастят корпоративный кредитный портфель на 12%, а розничный – еще ниже – на 10%. По оценкам экспертов, темпы роста кредитного портфеля оцениваются вдвое ниже.
Рентабельность промышленных предприятий в текущих экономических условиях будет снижаться. При этом крупный бизнес зачастую сильно закредитован, в том числе в валюте. Банки будут проводить политику, направленную, прежде всего, на реструктуризацию задолженности таких предприятий с использованием возможностей привлечения ресурсов от ЦБ РФ (в том числе валютное РЕПО, рефинансирование под залог прав требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов). Это позволит частично решить данную проблему. Возможно, в отдельных случаях оказывать содействие в реструктуризации задолженности компаний будет государство посредством участия госбанков.
Но хотелось бы подчеркнуть, что в сегодняшних условиях не вполне корректно утверждать, что повысились риски кредитования абсолютно во всех отраслях российской экономики. Скорее, можно констатировать усиление отраслевой дифференциации рисков
При этом отрасли с высоким потенциалом импортозамещения – переработка сельхозпродукции и пищевая промышленность (включая мясную, рыбную, молочную, консервную отрасли), ряд отраслей машиностроения (например, авиастроение, судостроение), фармацевтическая промышленность, информационные технологии и др. – могут демонстрировать даже повышенный спрос на кредитные ресурсы. При этом многие крупные предприятия этих отраслей, по-прежнему, остаются весьма надежными заемщиками и, соответственно, привлекательными клиентами для банков.
То же самое можно сказать и о крупных отечественных компаниях-экспортерах. Даже несмотря на существенное снижение цен на многие сырьевые товары (а не только на энергоресурсы), большинство экспортеров сырья и продуктов его первичной переработки сохраняют положительную динамику развития, достаточную финансовую устойчивость и заинтересованность в привлечении кредитов. Сильный экспортный потенциал и достаточно высокую кредитоспособность сохраняют предприятия ряда высокотехнологичных отраслей – авиакосмической, атомной энергетики, энергетического машиностроения и т.п.
В то же время, в ряде отраслей промышленности, в том числе у крупных компаний, в последние месяцы фиксируется существенное снижение объемов производства, сокращение выручки и, как следствие, возникновение проблем с возвратом полученных кредитов и исполнением иных долговых обязательств.
Все это требует от банков внесения изменений в кредитную и клиентскую политику, а также усиления внимания к управлению кредитными рисками, в том числе отраслевыми, а также региональными и страновыми.
|
В рамках каждой отрасли существуют лидеры и аутсайдеры. Уровень риска по отрасли и конкретному заемщику закладывается банком в цену кредита. Так в первом квартале 2015 г. ставка по кредиту Мечела от Банка ВТБ выросла до 35% годовых.
|
Ольга Щербакова
Энергомашбанк, Первый Заместитель Генерального директора – Председателя Правления
Крупные промышленные предприятия все-таки имеют большие шансы остаться на плаву в сравнении с малым бизнесом – государство прикладывает усилия для сохранения производственного сектора как одного из приоритетных для страны направлений развития, а также как поставщика рабочих мест для тысяч людей.
У крупных предприятий обычно есть несколько банков-партнеров, которые не только сопровождают их финансовую деятельность, но и в большой степени влияют, стимулируют или наоборот, ограничивают их финансовые возможности. Сейчас банки настороженно относятся к оценке перспектив развития отдельных отраслей, оглядываясь на оценки мировых экспертов и стараясь понять вектор государственной поддержки. Вполне возможно, крупным предприятиям под влиянием банков придется пересмотреть свою стратегию развития, отложить какие-то инвестиционные проекты или запускать их с привлечением государственной поддержки. Финансирование текущей деятельности может быть пересмотрено в случае сокращения объемов деятельности предприятия, а в некоторых случаях рассмотрены варианты реструктуризации задолженности.
|