Айдар Зубаиров
"Башкомснаббанк", Исполнительный директор НПФ, Председатель АКОРБ
Опыт работы банков, действующих на территории нашей республики, показывает: сколько-либо серьезных ограничений или сложностей в доступе к таким клиентам - нет. Конечно, могут возникать некоторые правовые коллизии по объемам, срокам кредитования или технологии предоставления кредита - но с этим справляются уже хорошо отработанные механизмы взаимодействия, при этом строго в рамках законодательного поля. Как, например, процедура согласования с администрацией или органами местного самоуправления залога, представляемого МУП или ГУП в обеспечение кредита.
УК, МУП или ГУП - такой же субъект рынка, как и все остальные, а здоровую конкуренцию никто не отменял. Поэтому «субъект» в любом случае и независимо от формы собственности будет искать банк, который готов предоставить лучшие условия - как финансовые, так и сопутствующие, сервисные. Сложности возникают, скорее, у самих ГУП или МУП - особенно находящихся в районах со слабо развитой сетью кредитных учреждений. Два банка присутствия в райцентре в сравнении с сотней в столице региона - выбор невелик…
Проще говоря - «исправлять» нечего, идет нормальная повседневная работа.
|
Малым и средним банкам закрыт доступ к крупным корпоративным компаниям, как частным, так и государственным, если нет аффилированности.
Доступ к другим категориям клиентов ограничивается только жёсткой конкуренцией с федеральными и крупными сетевыми банками.
Вместе с тем у региональных банков есть свои конкурентные преимущества (оперативность в принятии решений, знание местных клиентов, дифференциация под заёмщиков и вкладчиков, гибкость в разработке и внедрении новых банковских продуктов и др.), которые позволяют не только занимать свою нишу в сфере банковских услуг, но и расширять её.
|
Где обслуживаются околобюджетные и околомонопольные компании - всегда было и остается вопросом административного ресурса. В этом отношении ничего не меняется.
Из других не совсем рыночных ограничений я бы отметил периодически встречающуюся практику, когда крупные заказчики (как правило, окологосударственные), проводя тендеры и требуя банковские гарантии по обязательствам подрядчика, иногда выставляют искусственные требования, например, по капиталу банка-гаранта. Например, таможня
принимает гарантии банков с капиталом более 3 млрд руб., Росатом принимает гарантии только банков с капиталом не менее 5 млрд руб., даже если речь идет об обязательствах на 15-20 млн руб.
На мой взгляд, более справедливо было бы установить некое общее правило, устанавливающее соотношение внебалансовых обязательств банка в целом к его капиталу, либо каждой отдельной гарантии опять же к капиталу банка. Если небольшой банк имеет лицензию, значит, он выполняет все нормативы, значит, он может работать со своей клиентской группой, его гарантии должны приниматься в соразмерных для данного банка объемах, и другие ограничения здесь избыточны.
|