Валерий Инюшин
к.э.н., член Комитета по Денежно-кредитной политике и банковскому надзору АРБ
В условиях, когда экономике требуется количественное смягчение, в среднесрочной перспективе этот показатель неплохо было довести хотя бы до 50%, отношение совокупных банковских активов к ВВП увеличить с 79% по итогам 2012 года до 85-87%.
Однако речь должна идти не просто о формальных бенчмарках, а об акцентах денежной политики, направленных на экономический рост. А это и процентные ставки, и оптимальный уровень золотовалютных резервов, и создание благоприятных условий для надёжного роста капитализации банковской системы.
|
Алексей Ведев
Институт экономической политики имени Егора Гайдара, директор Центра структурных исследований
Напомню, что М2 состоит из наличных денег в обращении вне банковской системы (М0) и депозитов населения и предприятий (срочных и до востребования). Поэтому соотношение М2/ВВП отражает объем рублевых сбережений в экономике, хотя точнее надо рассматривать годовой прирост М2 к ВВП. Низкий уровень монетизации отражает как высокую склонность населения к потреблению, так и низкий финансовый результат реального сектора. Здесь необходимо добавить и хронический отток капитала из России. В данном контексте не совсем понятен вопрос о целевом уровне монетизации и мерах, которыми можно обеспечить его достижение.
Очевидно, что снижение оттока капитала увеличивает М2. Далее, снижение нормы потребления и потребительского кредитования также увеличивают М2 (прежде всего, выражающиеся в снижении импорта). Поэтому меры, способствующие росту коэффициента монетизации, лежат в защите прав собственности, увеличении экономической активности и привлекательности российского внутреннего рынка. А банковские пассивы будут возрастать пропорционально сбережениям нефинансового сектора (при прочих равных).
|
Я был свидетелем этой дискуссии, наверное, все те годы, что работаю в сфере экономики. Например, 10 лет назад, в 2003 оно было почти вдвое ниже нынешнего уровня. При этом такое отношение не помешало на протяжении большей части 2000-х ставкам на денежном рублевом рынке месяцами быть в районе "0-1%", а буму потребительского кредитования начаться как раз около 10 лет назад. Видно, всем, кому было нужно денег, хватило. Также не помешал якобы низкий коэффициент монетизации и посткризисному буму того же потребительского кредитования, несмотря на внушительные ставки (подчас превышающие докризисные уровни) как на денежном рынке так и на все виды кредитов населению. Снова, видимо, проблема, если и была, то не в количестве денег.
В итоге, я хочу сказать, что каким бы ни было отношение М2 к ВВП оно, по всей видимости, не отражало жесткого ограничения предложения денег и было как раз таким, какое экономике России и нужно. Думаю, когда мы достигнем более высокой стадии финансового развития или наши резиденты станут также верить в свою валюту, как резиденты Китая, то соотношение М2 к ВВП станет больше, чем сейчас. А пока, судя по стабильному оттоку капитала, больше рублей не хотят сами экономические агенты.
|