|
Опережение прибыльности банковского сектора над многими другими сегментами экономики – явление объективное, учитывая, что масштабы рисков в сферах приложения российскими банками капиталов вряд ли быстро изменятся.
Для удержания достигнутого уровня чуть более 2% рентабельности активов и немногим более 16% рентабельности капитала в условиях тенденции к снижению маржи при планировании прибыльности особое внимание банкам стоит уделять контролю над расходами и росту эффективности труда персонала. В противном случае показатели эффективности могут затруднить банкам привлекать капиталы от акционеров для поддержания бизнеса.
Сложный сегмент рынка – низкорентабельные банки, чьи прибыли несоразмерны заявленным масштабам. Примерно треть от общего количества кредитных организаций или убыточны, или работают с рентабельностью менее 5 % отраженного в отчетности капитала. Понятно, что развитие бизнеса такими организациями – это не только масштабирование рисков, но и своего рода неоднозначная конкурентная практика, сдерживающая возможности расширения ресурсной базы прибыльных банков.
Другой барьер эффективности – институциональный. Крупнейшие банки становятся сложными организациями, где забота об эффективности в целом требует внимательного отношения к мотивации каждого структурного подразделения. Изменения в секторе не закончились, поэтому время «забронзовевших» структур банков еще не пришло, а менеджеры, не готовые к переменам, рискуют потерять эффективность.
|
Хотелось бы отметить, что очевидным трендом в банковской деятельности за последнее время стало повышение качества предоставляемых банками услуг, внедрение новых технологий, которые во многом направлены на повышение внутренней эффективности. Сегодня значительную часть клиентов привлекают не только условия финансирования, но и возможность осуществления операций с помощью дистанционного обслуживания, интернет-банкинг.
Ведущие российские банки в последние годы очень активно развивают проекты и предлагают новые банковские продукты, в которых используются самые современные технологии, в том числе и мобильная связь. В числе таких продуктов и так называемые виртуальные (не имеющие материальной формы) карты, предоставляющие возможность клиентам банка оплачивать товары и услуги по всему миру, а также продукты, позволяющие осуществлять покупки с помощью мобильного телефона.
Думается, что и дальнейшее развитие банковской отрасли будет неотъемлемо связано с повышением скорости, качества и простоты в обслуживании клиентов.
|
Российские банки в целом действительно считаются низкоэффективными по международным стандартам, и достигают высоких показателей доходности, в основном за счет растущего рынка и высокой маржи.
Однако, многие банки начинают активно инвестировать в эффективность, и через 3-5 лет их будет не узнать. Барьеров для качественного развития по большому счету нет. Есть некоторые вопросы с регулированием, но они решаемые, так как регулятор также способствует, например, внедрению электронного документооборота и прочим средствам повышения эффективности.
Основные институты работают. Очень важные из них - кредитные бюро и опыт эффективных взысканий, коллекторская индустрия. Хотелось бы более развитый рынок капитала. Население к нему уже готово, а наше отставание от развитых и многих развивающихся стран достигает своего максимума, на мой взгляд, именно в развитии рынка капитала.
|
К сожалению, на сегодняшний день управленческая деятельность некоторых банков носит неудовлетворительный характер, включая, как корпоративный аспект, так и управление рисками. При этом возможностей решать проблему мерами государственной поддержки становится с каждым годом меньше и меньше. Таким образом, «спасение утопающие – дело рук самих утопающих».
Так, банки в конкурентной борьбе все чаще используют неценовые методы: повышение качества и скорости обслуживания, внедрение новых технологий, введение дополнительных опций и услуг, продвижение альтернативных каналов продаж.
Более того, кредитные организации все больше становятся доступными для клиентов: минимизируют пакет документов, становятся более открытыми и понятными для каждого клиента. При этом банки стремятся привлечь именно «качественных» клиентов: проводится политика четкой сегментации целевых аудиторий, банки более вдумчиво подходят к отбору потенциальных клиентов.
Поэтому мы уверены, что отечественные банки уже встали на путь повышения внутренней эффективности и в недалекой перспективе нас ожидает переход к интенсивной модели развития банковской отрасли.
Потенциала для качественного развития много. Меня, например, обескураживает крайне низкое качество, если не назвать несоответствием заявленному названию, обслуживание в области Private Banking. Это и есть поле для интенсификации. Большие перспективы могут открыться в рамках Cash Management. Проблема лишь в качестве специалистов, которые должны обеспечить этот интенсивный рост доходов банка.
Кстати, не соглашусь с высказанной здесь мыслью о низкой эффективности банков. Анализ оборотных ведомостей ряда банков (на конец 2011г.) свидетельствует о весьма достойной общей эффективности (как отношения всех доходов ко всем расходам), а также очень удовлетворительной эффективности операционной деятельности. Судя по оценкам аналитиков, 2012г. должен быть не хуже.
Например, банки достаточно регулярно проводят мониторинги качества обслуживания, пытаясь добиться соблюдения установленных стандартов качества. Однако мы часто можем видеть, что сотрудникам банка критерии оценки не понятны – как именно они влияют на бизнес, зачем их нужно строго выполнять (а, допустим, не на 80%). Многие стандарты разработаны были консультантами, в т.ч. западными, которые не общались с рядовыми сотрудниками конкретного банка, не знают реальных его проблем на местах. Как следствие, такие проверки и их рекомендации могут иметь лишь административные последствия (штрафы и премии), но они не имеют стратегических последствий (коррекция бизнес-процессов, повышение эффективности бизнеса), которые собственно и должны являться их целью.
Чтобы добиваться стратегических целей необходимо регулярно пересматривать методики проверки, однако это редкость. Часто слышу: «У нас все в порядке, есть агентство, которое проводит ежемесячно тайные покупки», и тут же: «Правда, к проверяющим быстро привыкают, легко их узнают, да и квалификация проверяющих страдает». Может быть тогда проводить проверки реже, но более тщательно к ним готовиться? Почти никогда к таким проверкам банк не может предложить нам гипотезы (что они ожидают увидеть, какова их экспертная оценка ситуации, какие именно проблемы нужно искать, какие проблемы могут быть критичными), а ведь это может серьезно повлиять на методику исследовании и, как следствие, на его результаты и управленческие решения.
Другой пример – управление продуктами. Клиентам не нравятся ставки и объемы кредитования, сроки рассмотрения заявок, квалификация банковских менеджеров оценивающих активы и т.д. Что может сделать банк, чтобы удовлетворить запросы клиентов, но не увеличить своих рисков и не сократить доходов? Один из вариантов – создание специализированных продуктов, соответствующих потребностям локальных групп клиентов (например, средние компании-автоперевозчики). За счет того, что продукт учитывает особенности финансовых потоков этих компаний, традиционную для сектора систему управления активами, банк может легко пойти на снижение ставки, увеличив при этом совокупных доход из-за роста объемов кредитования. Квалификация менеджеров, работающих со специализированными продуктами, будет расти даже без каких-либо тренингов – общаясь с одной-двумя отраслями менеджер гораздо быстрее приобретет нужную квалификацию (и, что
главное, будет стремиться это сделать), нежели в ситуации, когда он работает со всеми сразу.
Слышу возражения: «Если мы фокусируемся на одном сегменте нам придется более интенсивно работать с клиентами, чтобы обеспечить востребованность продукта». Разумеется! Но разве не этого требуют от каждого менеджера по продажам, который приходит в банк? Чтобы менеджер мог продавать, нужно дать ему хороший продукт. Но этого практически не происходит. На семинарах сотрудники банка объясняют это так: «Нам сложно будет обосновать такой продукт. Чтобы сделать действительно новый продукт нужно согласовывать с большим числом подразделений, а чтобы внести изменения в существующий – это не требуется». В результате рынок переполнен универсальными продуктами, которые банки копируют друг у друга (причем, копируют часто плохо, без тщательного изучения опыта банка, которой берется за образец).