Взаимодействие коммерческих банков с ФОИВами

24.03.2014   \  Давайте обсудим
Комментарии экспертов: Константин Маркелов

В этой рубрике мы предлагаем к рассмотрению наиболее актуальные темы, связанные с проектами законодательных актов, нормативными документами Банка России, проблемами применения требований действующего законодательства. Ваши комментарии по каждой теме, размещенные непосредственно на сайте arb.ru, мы ожидаем в течение недели. Затем мы обобщим их и примем решение о целесообразности направления в виде консолидированной позиции банковского сообщества в уполномоченные органы власти для получения обратной связи и дальнейшего продвижения сформулированной инициативы по решению имеющихся проблем. Сегодня мы предлагаем обсудить: «Систему межведомственного электронного взаимодействия».

Распоряжением №1471р от 15 августа 2012г. Правительством РФ утвержден перечень документов, обмен которыми между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и кредитными организациями может осуществляться с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Впоследствии этот список заметно расширился. Но даже если посмотреть на его первоначальный вариант, в который включены сведения о действительности/недействительности удостоверяющих документов и места регистрации, о правах на недвижимое имущество, о наличии соответствующих записей в госреестре, то можно сказать, что благодаря переводу государственных услуг в электронную форму возможности банков по расширенному оперативному скорингу действующих и потенциальных клиентов должны заметно расшириться.

Но давайте посмотрим,

насколько взаимодействие с ФОИВами помогает коммерческим банкам следовать одному из ключевых принципов банковской деятельности «знай своего клиента»?
 

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
0
Константин ОТР, Заместитель директора по развитию бизнеса, Эксперт АРБ
24.03.2014 19:18:15
Действительно, электронный обмен информацией через СМЭВ мог бы стаать для банков весьма действенным инструментом как в анализе собственной клиентской базы, так и в привлечении новых клиентов из целевых сегментов. Целью функционирования СМЭВ является, в том числе, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме.

Только в упомянутом распоряжении №1471р приводится шесть типов документов для электронного обмена с Федеральной службой судебных приставов (ФССП), как в одну, так и в другую сторону. Если раньше подобная работа отнимала много человеческих ресурсов у банков, то теперь появилась возможность снизить эти невынужденные издержки.

Практическая заинтересованность банков в организации электронного документооборота с такими госорганами, как ФССП, ФМС, ФНС, Росреестр и др. очень велика. И многие банки готовы платить за госуслуги по предоставлению соответствующей информации.

Но к настоящему времени в части взаимодействия с ФОИВами на приемлемом и удобном для использования уровне реализации находится, пожалуй, только электронное взаимодействие с Федеральным казначейством. Это так называемая ГИС ГМП – Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.

А что же с остальными ФОИВами? Фактически при попытках организации такого взаимодействия с каждым конкретным ФОИВ возникают свои уникальные препоны. Например, при информационном обмене с ФССП из-за обилия типов появляются недокументированные сценарии взаимодействия, к тому большое количество банков сталкиваются с недостаточно стабильной работой сервисы на стороне данного федерального органа. Ещё один пример: Росреестр готов предоставлять запрашиваемые сведения на платной основе, но нигде не указано, как оплачивать услуги Росррестра при взаимодействии через СМЭВ. А Федеральная налоговая служба вообще отказывается организовывать электронное взаимодействие, ссылаясь (замечу – справедливо ссылаясь) на ряд нормативных документов, в частности – на необходимость соблюдения налоговой тайны. Думаю ,что банки могут продолжить этот список с технологическими и нормативными препонами и противоречиями. Возможно, что корень проблемы лежит в том, что у каждого федерального органа есть своя уникальная база данных со своей уникальной архитектурой, и эта база данных не всегда централизована / стандартизована даже в рамках одного ФОИВа.

Возможно, по части проблем, если они имеют массовый, а не случайный характер, можно найти решение, или хотя бы обсудить его при взаимном общении банков и уполномоченных представителей ФОИВ с приглашением компаний – технологических исполнителей.
Ссылка 0