Исламские принципы финансирования
20.08.2014 \ Давайте обсудим
Комментарии экспертов:
Ильяс Зарипов
, Сергей Наркевич
, Вилен Ли
, Андрей Чефранов
Уважаемые господа! Спрос на исламские финансовые инструменты растет. Однако, по мнению некоторых экспертов, полноценно развиваться в России исламскому банкингу не позволяет ряд ограничений, среди которых и вопросы правового регулирования. В связи с этим просим вас ответить на следующие вопросы: Чем исламский банкинг отличается от традиционного? Насколько сегодня актуальны, на ваш взгляд, проблемы развития исламского банкинга? И почему? Какие вы можете назвать основные преграды, стоящие на пути активного развития исламского банкинга? Какие факторы правового регулирования вы считаете самыми главными препятствиями для развития исламского банкинга? Считаете ли вы необходимым принятие специального федерального закона об исламских финансах? Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять для активного развития исламского банкинга в стране? Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
0
Андрей
20.08.2014 13:00:49
Чем исламский банкинг отличается от традиционного?
Ключевым отличием исламского банка от классического является полное отсутствие понятия ссудных процентов - как по кредитам, так и по вкладам. Вкладчики банка получают свой доход, который образуется от участия в прибыли организаций, куда от имени клиента банк вкладывает средства. При этом между клиентом и банком распределяется как прибыль от такой инвестиционной деятельности, так и убытки. Таким образом, исламский банк можно признать инвестиционной организацией, которая распределяет прибыль/убытки между участниками такой деятельности (клиентами и банком). Насколько сегодня актуальны, на ваш взгляд, проблемы развития исламского банкинга? И почему? Принципы исламского банкинга построены на принципе партнерства между банком и клиентом. При этом очень большую роль здесь играют законы Шариата. Высшая мера наказания для мусульманина - не расплатиться с долгами: его душа не освободится до тех пор, пока он сам или его семья не вернет долг. Таким образом, исламские банки есть смысл запускать в регионах, где большинство населения исповедуют ислам – Ингушетия, Чечня, Дагестан. В данных регионах наблюдается самая минимальная закредитованность населения (по сравнению с другими регионами России) - это говорит о том, что люди в данных регионов придерживаются законов Шариата; значит, им нужно предоставлять базовые банковские продукты в исламском виде. Рынок достаточно емкий, по России он составляет порядка 10% населения, или более 14 млн человек. Ключевой вопрос в рисках, которые оценить на данном этапе достаточно сложно. Какие вы можете назвать основные преграды, стоящие на пути активного развития исламского банкинга? Основной преградой развития исламского банкинга для всех является, прежде всего, менталитет населения и уровень финансовой грамотности. Люди уже привыкли к классической банковской системе. При этом отдельным слоям населения (не мусульманам) было бы, вероятно, интересно воспользоваться данным видом сбережений, так как клиент в данном случае понимает, что его деньги идут на развитие конкретного предприятия. Какие факторы правового регулирования вы считаете самыми главными препятствиями для развития исламского банкинга? Главными препятствиями являются нормы резервирования для подобного вида кредитования, а также нормы налогообложения доходов, полученных клиентами от размещения денег в исламские вклады и получения подобного рода кредитов (беспроцентные кредиты признаются подарками и подлежат налогообложению). Необходимо также пересмотреть принципы страхования для подобного вида вкладов. Считаете ли вы необходимым принятие специального федерального закона об исламских финансах? Считаю, что отдельного ФЗ об исламских финансах не требуется, необходимо лишь совершенствовать действующее законодательство. Может быть, стоит ввести отдельный вид лицензии, именно для исламских банков. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять для активного развития исламского банкинга в стране? Необходимо пересмотреть действующее законодательство и нормативные акты, дополнив их данными видами финансирования. Подобная работа может быть организованна на уровне ЦБ, с привлечением заинтересованных участников банковского рынка. По данным публичных источников, такая работа была начата еще в 2006 году, но результатов пока нет.
Ссылка
0
0
Вилен
Росгосстрах Банк, Директор Департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью
22.08.2014 12:43:57
Чем исламский банкинг отличается от традиционного?
Исламский банк отличается от обычного банка только по двум направлениям: этическим соображениям и банковскими продуктами, причем второе вытекает из первого. Само понятие исламский банк означает приоритет исламских этических норм в создании такового банка и во внутрибанковских процессах. Фундаментальное отличие исламского банка от неисламского состоит в полном отказе от банковских процентов, которые приравнены к ростовщичеству и, как следствие, получение и оплата процентов являются запрещенными в Исламе. Какие вы можете назвать основные преграды, стоящие на пути активного развития исламского банкинга? Несмотря на то, что в России сегодня проживает около 20 миллионов этнических мусульман, существует ряд преград для развития исламского банкинга, среди которых и низкое количество мусульман, для которых важно соблюдение норм религии в финансовых отношениях, и правовые препятствия внедрения исламских финансов, а также недостаток квалифицированных кадров в сфере исламских финансов.
Ссылка
0
0
Сергей
22.08.2014 12:58:04
Чем исламский банкинг отличается от традиционного?
Ключевое отличие исламского от традиционного банкинга – запрет на выплату гарантированных процентов. Ни кредиты, ни депозиты не могут предоставляться с условием выплаты процентов лишь в зависимости от срока погашения или суммы. Получение дохода от финансовой деятельности в исламе всегда должно быть связано с принятием на себя инвестиционного риска. Таким образом, проценты по вкладу зависят от результатов работы банка, а выплаты по кредиту – от успешности реализации инвестиционного проекта, который финансируется за счет кредитования. Вместе с тем, существуют и другие отличия: запрет на высокорисковые виды операций, отказ от финансирования проектов связанных с производством алкоголя, свинины и некоторых других продуктов. Однако они меньше влияют на сам механизм функционирования исламской финансовой системы. Насколько сегодня актуальны, на ваш взгляд, проблемы развития исламского банкинга? И почему? В последние годы темпы прироста банковских активов, которые могут быть определены как исламские (включая и чисто исламские банки, и традиционные банки с исламскими «окнами»), составляли около 15-20% в год в зависимости от региона мира. Особое место занимают возможности для привлечения финансирования с помощью инструментов, которые соответствуют принципам ислама. По оценкам, объем ежегодной эмиссии исламского долга превышает 100 млрд. долларов США в течение последних 3 лет. Сейчас на рынке активно обсуждается возможность выхода на рынок исламского финансирования некоторых крупных суверенных заемщиков, включая Великобританию, Люксембург, Гонконг. Таким образом, можно говорить о том, что рынок подобных услуг перспективен и в будущем может быть интересен и российским банкам. В настоящее время можно говорить о высокой доле unbanked населения в российских регионах с преобладанием мусульман. По нашим оценкам, этот фактор снижает объем кредитов на душу населения в регионе в среднем примерно на 15-20 тыс. рублей по сравнению со среднероссийским показателем, который сейчас составляет около 70 тыс. рублей. Это влияние остается значимым даже с поправкой на разницу в уровне доходов населения между регионами. Таким образом, для российской экономики, плюсами внедрения исламского банкинга могли бы быть рост числа клиентов банков среди населения, привлечение финансирования из-за рубежа, учет запросов российских мусульман. Какие вы можете назвать основные преграды, стоящие на пути активного развития исламского банкинга? Ключевые недостатки: дополнительные сложности регулирования; дополнительные риски присущие банковской системе, основанной на разделении ответственности (вкладчики несут риски потерь наравне с банком); необходимость отслеживания прозрачности и легальности операций. Какие факторы правового регулирования вы считаете самыми главными препятствиями для развития исламского банкинга? В настоящий момент ключевой преградой для развития исламских финансов в России, вероятнее всего, является закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Считаете ли вы необходимым принятие специального федерального закона об исламских финансах? Принятие отдельного закона не обязательно. Как показывает пример некоторых российских банков, развитие исламского банкинга возможно и в рамках текущего законодательства. Тем не менее, определенная работа в сфере регулирования действительно нужна. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять для активного развития исламского банкинга в стране? У России есть потенциал стать крупнейшим рынком исламского финансирования в Европе, благодаря богатству сырьевой базы, размеру мусульманского населения, географической близости к странам Центральной Азии и Ближнего Востока. Тем не менее, опыт создания как полностью исламских банков, так и исламских «окон» в традиционных банках в России практически отсутствует. Регулирование полностью основано на традиционном подходе к банковскому делу и не учитывает специфику исламских банков. Поэтому попытки выхода на рынок исламского банкинга в России сопряжены со значительными рисками. Пока известно лишь о нескольких небольших полностью исламских банках или кредитных организациях. У всех из них впоследствии были отозваны лицензии. Кроме того, несколько успешных сделок по привлечению финансирования провел Банк Ак Барс. Таким образом, список действий, которые можно было бы предпринять, достаточно большой и возможностей для развития много. Вместе с тем важно, чтобы прогресс исламского банкинга происходил постепенно, не приносил проблем клиентам банков и не усугубил сложностей развития российского банковского сектора.
Ссылка
0
0
Ильяс
ОАО Банк ЗЕНИТ, Советник Правления, к.э.н., магистр исламских финансов
22.08.2014 16:39:51
Чем исламский банкинг отличается от традиционного?
Исламский банкинг – альтернативное традиционному банковскому делу направление предпринимательской деятельности, функционирующее с соблюдением исламских экономических принципов. Главной особенностью продуктов, разработанных с учетом требований мусульман, является избегание элементов, запрещенных Исламом и сводом правил жизни мусульманина – Шариатом. Речь идет о запрете ссудного процента и ростовщичества (рибы), чрезмерного риска (гарар) и неопределенности (майсир). Кроме того запрещается вкладывать средства и получать доход от запретных видов деятельности: производства и продажи свинины, алкоголя, оружия; а также индустрии «низменных чувств» - азартных игр, лотерей, букмекерских контор, продукции «для взрослых», специализированных клубов, гостиниц, баров и т.п. Все используемые инструменты и сделки в исламском финансовом институте должны получить одобрение Шариатского совета. Финансовые институты, предлагающие лишь отдельные исламские продукты, обычно привлекают внешних шариатских советников: те же банки, которые хотят развивать свою деятельность с учетом положений Шариата, создают Шариатский совет внутри своей структуры. Кроме того обычно в тех странах, где приняты специальные законы, определяющие деятельность исламских финансовых институтов, как в области банковского дела, так и страхования и операций на финансовых рынках, Шариатский совет действует и в структуре регулятора. Он и является конечной инстанцией, определяющей соответствие того или иного продукта положениям Шариата. Схематично, эту «исламскую» экономическую модель можно свести к нескольким положениям, которые в той или иной форме содержатся в Коране и других текстах ислама. Человек – не собственник некоего имеющего рыночную стоимость и общественную ценность ресурса, а на время своей жизни является “поверенным” Аллаха по распоряжению этим ресурсом. Этот ресурс не должен оставаться не у дел, например, обращаться в сокровище, равно как и направляться на спекулятивные операции, а должен рационально использоваться на благо всего общества, для создания реальной добавленной стоимости, приращения массы товаров и услуг, но не денежной массы. Главное техническое отличие исламских финансов может быть сведено к отказу от ссудного процента. Исламские экономисты вместо понятия «цена денег», на которое влияет огромное число спекулятивных, субъективных и частных факторов, вводят понятие более адекватное – «эффективность капитала». А именно, ресурсы перетекают в те сектора экономики, где они будут использоваться наиболее эффективно, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком. По таким же принципам и действуют исламские банки. Т.е. в исламской банковской системе не допускаются кредитные операции в традиционном их понимании, а так же запрещается всякая прибыль, если она не была получена личным трудом, и в особенности процент - риба. Если кратко, то исламские банки не принимают займа денежных средств за счет депозитов и никогда не дают деньги в долг клиентам с целью получения процентов. Банк принимает средства от вкладчика, считая его инвестором, поскольку его средства банк объединяет в пул и вкладывает в инвестиционный проект, при этом полученная прибыль распределяется между банком и вкладчиком согласно предварительной договоренности. Этот распространенный вид отношений называется Мудараба (партнерство). Инвестор (мудариб) заключает с банком инвестиционное соглашение, по которому он доверяет своему партнеру-банку использовать предоставленные ему средства. Ресурсы привлекаются через долевое участие банка в прибылях и убытках делового предприятия. Следовательно, от конечного результата этого предприятия и правильности произведенной оценки его экономической жизнеспособности напрямую и полностью зависит вознаграждение банка. Исламские банки никогда не фиксируют процент прибыли по вкладу и не гарантируют определенную прибыль инвесторам. Они лишь могут привлекать клиентов, показывая им прогнозную величину, основанную на исторической норме прибыли. Этот же принцип разделения прибыли и рисков используют исламские финансовые институты при финансировании клиентов. При этом определяющим фактором является надежность и доходность проекта, а не кредитоспособность заемщика. При финансировании потребительских нужд исламские банки используют другой принцип – «мурабаха» – покупка и перепродажа товара клиенту с наценкой и рассрочкой платежа. Существуют исламские аналоги лизинга - «Иджара», договора подряда - «Истисна», проводятся операции с ценными бумагами: акциями предприятий, прошедших сито «исламского отбора», сертификаты долевого участия – сукук. Итак, исламские банки берут деньги не за ссуду, а за оказываемые услуги. Если говорить очень упрощенно, то они работают как некоммерческие организации, оправдывая свою деятельность произведенными затратами. Исламский банк остается институтом, аккумулирующим средства физических и юридических лиц. Последние доверяют банку инвестировать эти средства в операции, экономическую целесообразность которых он в состоянии более квалифицированно оценить с помощью своего штата специалистов. При этом банк и его вкладчики в договорном порядке устанавливают, что вознаграждение выплачивается обеим сторонам только в случае успешного завершения финансируемых таким образом операций. Стороны также признают возможность убытков по объективным, рыночным обстоятельствам. За вкладчиками сохраняется право судебного расследования причин понесенных потерь. Если доказано, что они возникли по вине банка в силу плохого менеджмента, профессиональных ошибок, прямого злоупотребления или халатности, банк несет полную материальную ответственность перед пострадавшей стороной. Таким образом, исламский банк доводит до абсолютной завершенности функцию финансового посредника, являясь своего рода комиссионным агентом. Действительно, он получает доход только от благополучно завершенных сделок. Капитал же банка, если он не принимает частичного участия в финансировании собственными средствами, остается вне риска. При естественном течении дела убытки банка в денежном выражении сводятся к величине упущенной выгоды и альтернативных издержек. Обязательств перед вкладчиками не возникает. В западной экономике размер ссудного процента, зависящего, в свою очередь, от установленной эмиссионным банком учетной ставки, диктует условия для развития реального сектора. В исламской финансовой системе доход по вкладам зависит от прибыльности акций компаний, в которые банк вложил капитал вкладчиков. Финансирование по исламской модели позволяет ограничить зависимость реального сектора от интересов банковского капитала, что характерно для системы, основанной на ссудном проценте. Денежные активы создаются как ответ на инвестиционные возможности в реальном секторе, поэтому именно реальный сектор определяет ставку дохода в финансовом секторе, а не наоборот. Таким образом, уже не банки будут задавать реальной экономике темп развития, а производственный сектор начнет создавать для себя благоприятный инвестиционный климат. При осуществлении своей деятельности исламские финансовые институты обязаны соблюдать этические принципы и нормы Ислама, уделяя внимание моральным ценностям и религиозным традициям. Это касается как цвета стен и консервативной закрытой одежды персонала, так и строгих процессов отбора проектов для отсева деятельности и ценных бумаг, не соответствующих нормам шариата. Это еще одно отличие банков, действующих по исламской финансовой модели, от традиционных финансовых институтов. Насколько сегодня актуальны, на ваш взгляд, проблемы развития исламского банкинга? И почему? Проблемы развития исламского банкинга приобрели в настоящее время особую актуальность. Это связано с рядом обстоятельств. Прежде всего, мы имеем в виду политическую обстановку – санкции, введенные против России рядом стран (США, Канадой, ЕС, Норвегией, Австралией), заставляют изыскивать внутренние резервы и искать новые источники иностранных инвестиций. Такими внутренними резервами могут стать не используемые ныне средства мусульман-граждан России, а также иностранных граждан из республик Средней Азии, находящихся на территории нашей страны. В качестве источников внешних инвестиций очень привлекательны страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, с которыми Россия традиционно поддерживает дружественные отношения. Для интенсификации данных двух процессов полагаем разумным и своевременным развивать альтернативную исламскую модель экономических отношений, предоставив ей поддержку на государственном уровне. Именно провозглашенная государством идея развития финансовых институтов, действующих на основе исламских принципов, сразу же найдет отклик у мусульман внутри страны и за рубежом и привлечет значительные средства в экономику России, позволив компенсировать отток капитала, вызванный санкциями. Кроме того, следует отметить ряд преимуществ исламского банковского дела. Это, прежде всего, консервативность в выборе инструментов и вовлеченность в бизнес клиента. Именно, эти два фактора позволили исламским банкам пройти кризис без тех потрясений, которые выпали на долю традиционных банков. Исламские финансовые институты являются более устойчивыми. Так, глобальный кризис 2008 - 2009 гг. почти не затронул исламские финансовые институты. МВФ, проводивший в 2010 году сравнительное исследование относительно воздействия глобального кризиса на исламские и традиционные банки, пришел к выводу, что исламские банки показали более устойчивые результаты, чем традиционные и даже в кризис показали стабильный рост около 15% в год. Отсутствие ставки процента по ссудам с одной стороны, сдерживает инфляцию и инвестиционные риски, с другой стороны, этот фактор оказывает и сдерживающее влиянием на активность инвестиций. В итоге получается стабильная в долгосрочном периоде экономика, которая, тем не менее, на сравнительно коротком отрезке времени может проигрывать западной экономической модели по темпам роста. Впрочем, в периоды экономических спадов, характерных для западной кредитной экономической модели, она это отставание у западной модели отыгрывает. Сейчас как раз период такого спада, что отражается в росте интереса инвесторов к традиционным исламским инструментам инвестиций и заимствований. Таким образом, исламские финансовые институты, развиваясь, в будущем смогут создать здоровую конкуренцию традиционным финансовым компаниям и банкам, способствуя и дальнейшему комплексному развитию отечественной банковской системы и всего финансового сектора в целом. Какие вы можете назвать основные преграды, стоящие на пути активного развития исламского банкинга? Финансовым институтам, желающим развивать исламскую финансовую модель, надо учитывать обстоятельства, приводящие к удорожанию исламских финансовых услуг по сравнению с традиционными: - расходы на обучение и переквалификацию персонала; - формирование и содержание Шариатского совета; - налогообложение; - невысокий масштаб бизнеса и трудности в его быстром развитии; - отсутствие стандартных схем осуществления сделок, разработанной методологии в российских условиях; - дополнительные расходы на адаптацию программного обеспечения; - ограниченность пассивной базы в связи с отсутствием исламской инфраструктуры. Кроме того, следует отметить ряд факторов, отсутствие которых негативно влияет на развитие исламского банкинга в России. 1. Правовая база, регламентирующая использование операций в исламском банкинге. Отсутствие специального законодательства, определяющего понятия «исламские финансы», «исламский финансовый институт», определяющий регулятора, стандарты, нормативы и т.д. Самое главное препятствие в настоящее время – запрет банкам заниматься торговой деятельностью, а самый распространенный инструмент – «мурабаха» предполагает выкуп банком товара и перепродажа его клиенту с наценкой и рассрочкой платежа. Таким образом, для исламских финансовых институтов, которые хотят оставаться в статусе банков, полностью закрыт сегмент потребительского кредитования, а также привлечения средств на МБК. Кроме того, подобная рода деятельность предполагает налогообложение на каждом этапе операции, что, естественно, скажется на стоимости услуги для клиента и не прибавит конкурентных преимуществ банку. Поэтому успешное развитие исламского банкинга в России требует создания комплексного законодательства с внесением поправок в законы «О банках и банковской деятельности», а также «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О рынке ценных бумаг» внесения изменений в Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ и другие законодательные акты. (Более подробно о правовых преградах ИБ смотри в ответе на вопрос № 4). 2. Информированность населения страны о методах, механизмах, преимуществах исламских банковских операциях и спрос на такие услуги. Гипотетически такая потребность существует, однако недостаточная информированность населения и традиционное недоверие российских потребителей к финансовым институтам могут явиться теми факторами, которые будут сдерживать развитие исламского банкинга на первых этапах. Кроме того, благодаря некомпетентным СМИ, слово «исламский» для российского обывателя приобрело негативную окраску. Эту проблему можно решать путем разъяснений и информирования посредством средств массовой информации и Интернета. 3. Управление рисками. Работа в соответствии с принципами Шариата привносит в работу исламских финансовых институтов дополнительные риски, как риск соответствия принципам шариата, правовые риски и т. п. Поэтому исламские банки вынуждены будут расходовать дополнительные средства для налаживания системы управления рисками. 4. Наличие инфраструктуры исламской экономики, прежде всего, исламских финансовых институтов (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.) и исламского фондового рынка. Их отсутствие в России значительно сужает возможность для инвестиций внутри страны, что приведет к избыточной ликвидности и повышению стоимости активов. 5. Стандартизация. На данный момент не существует единых стандартов формирования финансовой отчетности и нормативно-правовой базы для исламских финансовых институтов. В результате в некоторых странах они работают согласно стандартам AAOIFI (бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов), в то время как в других они используют стандарты, разработанные исключительно для данной страны, например, в Иране. 6. Навыки работы в области исламских финансов у персонала финансовых учреждений. И наличие шариатских экспертов, разбирающихся в финансовых вопросах. В настоящее время такие навыки отсутствуют. Есть специалисты в области банковского дела, но обычно они не знают исламские принципы, или есть шариатские эксперты, но они никогда не работали в финансовой области. 7. Оснащенность ИТ - ресурсами, адаптированными к работе с новыми инструментами финансирования. В настоящее время в России таких программ нет. Существующие исламские финансовые институты вынуждены переделывать имеющееся программное обеспечение сами, что зачастую приводит к компьютерным сбоям и техническим ошибкам в работе. Какие факторы правового регулирования вы считаете самыми главными препятствиями для развития исламского банкинга? Считаете ли вы необходимым принятие специального федерального закона об исламских финансах? Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять для активного развития исламского банкинга в стране? При осуществлении российскими банками деятельности, содержащей элементы «исламского банкинга», можно выделить следующий круг проблемных вопросов в области права. Самое главное препятствие – это отсутствие в российском правовом поле юридически закрепленной терминологии по исламским финансам, аналогов понятий, используемых в международной практике в рамках деятельности, соответствующей исламским принципам. Нигде в российских юридических документах не прописано, что такое «исламский финансовый институт» или «банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов», «сукук», «мудараба» и т.п. Предлагаем: принять специальный федеральный закон «Об исламских финансах», где прописать все эти понятия, предусмотрев для финансовых институтов, действующих с соблюдением исламских принципов, особую лицензию. Признать необходимым разработку инструкции по регистрации банковской организации в качестве исламского финансового института и предусмотреть отдельное лицензирование банков для осуществления данных сделок локальным актом Банка России. Такой документ призван закрепить следующую идею: если кредитная организация извещает ЦБ о своём намерении оказывать исламские финансовые услуги, то она попадает под особый надзор регулятора. В своей отчётности она должна обосновывать экономический смысл каждой транзакции или группы однородных транзакций, с одной стороны, и обязана создать дополнительные фонды, компенсирующие возможные потери из-за специфического характера исламских операций, как и принято в других странах, например, в Малайзии. В лицензии следует оговорить, что кредитная организация, лицензированная для оказания исламских финансовых услуг, может в регулярном порядке принимать на баланс неденежные активы (вне торговой книги), которые не будут рассматриваться как непрофильные и не станут подвергаться повышенному, запретительному, по сути, резервированию. Кроме того, следует внести изменения в законодательные акты, в которых есть положения, противоречащие данному федеральному закону. Некоторые из них изложены ниже: 1. Проблема приема и выдачи беспроцентных кредитов «Гражданский Кодекс Российской Федерации» Гл. 42, ст.819, п.1. – предусматривает уплату процентов за пользование кредитом как неотъемлемой части кредитных отношений, что противоречит нормам исламского права. Гл. 25, ст. 395 ГК РФ – предполагает ответственность лица за неисполнение денежных обязательств в виде процентов от суммы обязательств. Статья 29 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.09.2013) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014), ст. 5 «Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации» предусматривает проценты, как единственно возможный инструмент приращения средств как кредитной организации, так и ее клиентов. Предлагаем: Признать доходы, полученные от деятельности с соблюдением исламских принципов, процентными по форме, внеся соответствующие изменения в Гражданский кодекс и банковское законодательство или Предусмотреть возможность кредитования/депонирования без процентов. Статью 29 ФЗ № 395-1 дополнить: «Положения настоящей статьи не распространяются на операции, осуществляемые банками, действующими с соблюдением исламских принципов». Положение Банка России №54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)». Пункты 2.3.1., 2.4., 3.2. предусматривают уплату процентов за предоставление (размещение) денежных средств. Целесообразно внести изменения о нераспространении данных пунктов на деятельность банков, действующих с соблюдением исламских принципов. «Положение о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками» № 39-П от 26.06.1998 г. (ред. от 26.11.2007 г.). Необходимо дополнить пункт 1 «Предмет регулирования» подпунктом: «1.6. Настоящее Положение не распространяется на деятельность банков, действующих с соблюдением исламских принципов». 2. По договорам купли-продажи с наценкой (мурабаха) в целях осуществления финансирования Предлагаем: 2.1. Предусмотреть для банков, действующих с соблюдением исламских принципов, возможность совершения торговых операций. Статью 5 ФЗ 395-1 (Банковские сделки и другие операции кредитных организаций): абзац 6 после слов: «Указанные ограничения не распространяются на» дополнить текстом: «операции банков, действующих с соблюдением исламских финансовых принципов, по приобретению необходимого клиенту актива у продавца и его перепродаже клиенту с фиксированной наценкой в рамках предоставления коммерческого кредита» 2.2. Предусмотреть облегченную процедуру регистрации прав собственности по сделкам исламского финансирования. Налогообложение операций по продаже товаров в рассрочку с наценкой в целях финансирования привести к сопоставимому уровню налогообложения аналогичных банковских операций. Например, освободить от НДС премию на перепродажу актива в целях финансирования. То есть признать «исламские» доходы в целях учёта, отчётности и налогообложения как процентные по форме, а именно: если сделка признается регулятором совершенной в рамках «специальной» лицензии, то многократный переход права собственности должен рассматриваться как технический, налогом облагается только финальный акт перехода собственности к конечному покупателю. Статью 5 ФЗ-395-1 (Банковские сделки и другие операции кредитных организаций) дополнить пунктом следующего содержания: «Передача имущества банками, действующими с соблюдением исламских принципов, освобождается от налога на добавленную стоимость в части дохода, подлежащего получению исламским банком в рамках финансирования торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации» Глава 21, ст.149, п.3 Налогового Кодекса Российской Федерации: «Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции», пп. 3 «осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации)» добавить следующий текст: «Передача имущества исламскими банками клиенту в части дохода, подлежащего получению банком, действующим с соблюдением исламских принципов, в рамках финансирования торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита» 2.3. Разрешить банкам, действующим по исламским принципам, осуществлять операции со складскими свидетельствами. 3. Вопрос об открытии «специальных» корсчетов и разграничения денежных средств Действует ограничение на открытие корсчетов для головного офиса и филиала одновременно в одном РКЦ Банка России. Предлагаем: 3.1. Признать необходимым отдельный учет средств от осуществления исламских операций. Разрешить открывать корсчет действующего по исламским принципам филиала в одном РКЦ Банка России с традиционным (главным) офисом. 3.3. Обязать банки, действующие по исламским принципам, создать отдельные дополнительные систем учета рисков и создания дополнительных резервов. Положение Банка России №385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 16 «июля» 2012 г. Данное положение предусматривает получение и учет кредитной организацией процентных доходов по кредитным операциям, операциям с финансовыми инструментами. План счетов содержит счета второго порядка только по учету процентных доходов. На наш взгляд, целесообразно внести дополнения в данное положение с целью создания и/или регламентации счетов, на которых будут отражаться непроцентные доходы исламских банков. 4. Проблема привлечения денежных средств на основе доверительного управления без гарантии возвратности и платности капитала Предлагаем: 4.1. Создание специализированных инвестиционных счетов на базе банковских институтов без требования о возвратности и платности 4.2. Создание отдельного вида доверительного управления, специализированного под исламские финансовые институты. В качестве инструмента, который может быть признан в качестве основы, можно использовать фидуциарный счет. 5. По договорам аренды с последующим выкупом Предлагаем разрешить действующим по исламским принципам филиалам традиционных банков заниматься лизинговыми операциями (без претензий контролирующих органов в отношении «непрофильных активов на балансе») 6. По организации выпуска сукук Предлагаем внести изменения в законодательство по ценным бумагам, которые позволят приравнять выплаты инвесторам по сукук к режиму выплат по ценным бумагам (отмены лишних оплат НДС). 7. Резервирование и начисление доходов Положение Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности". В соответствии с данным положением оценка кредитного риска осуществляется в соответствии с качеством обслуживания основной суммы долга и процентов. Процентный доход противоречит принципам исламского банкинга. Предлагаем внести изменения и/или дополнения, обеспечивающие законодательное закрепление возможности начисления доходов банками, действующими с соблюдением исламских принципов, в иной форме. 8. Риск недобросовестного поведения Риск введения в заблуждение потребителей недобросовестными игроками рынка, которые могут «маскировать» свои операции под «соответствующие шариату», но на деле не приводить их в соответствие. Предлагаем: 8.1. Обязать финансовые институты, получающие специальную лицензию на деятельность с использованием исламских принципов, организовать в своей структуре Шариатский совет – контрольный орган, отслеживающий соответствие операций банка шариатским принципам. 8.2. Добавить термины «шариатский эксперт», «шариатское заключение» в федеральное законодательство и нормативную базу Банка России. 8.3. Создать в структуре Банка России специализированное подразделение, регулирующее деятельность финансовых институтов, соответствующую исламским принципам. Кроме того, создать в рамках Банка России центральный Шариатский совет, являющийся арбитром последней инстанции, определяющим соответствие операций банков шариатским принципам. 8.4. Действующие по исламским принципам филиалы традиционных банков в рамках реализации защиты прав потребителей (согласно закону «О защите прав потребителей») должны оценивать этическую составляющую договоров, привлекая сертифицированных шариатских советников. Полагаем целесообразным рассмотреть следующие нормативно-правовые акты, регулирующие банковскую деятельность, с целью переработки положений, препятствующих развитию исламского банкинга на территории Российской Федерации: 1) Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1379-У (ред. от 27.10.2009) "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов"; 2) Указание ЦБ РФ от 30.04.2008 № 2005-У (ред. от 05.08.2009) "Об оценке экономического положения банков"; 3) Указание ЦБ РФ № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»; 4) Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. № 139-И "Об обязательных нормативах банков". Предложения о мерах по стимулированию развития исламского банкинга в России 1. Пересмотр правовой базы – разработка и принятие закона «Об финансовых компаниях, действующих с использованием исламских принципов в экономике». 2. Для создания проекта закона целесообразно организовать рабочую группу из сотрудников заинтересованных коммерческих банков, Банка России, Минфина России, Минэкономразвития России, МНС России. Кроме того, следует в качестве экспертов привлечь к работе членов Российской Ассоциации экспертов по исламским финансам (РАЭИФ) и Центра развития исламской экономики и финансов (ЦРИЭФ), Совета муфтиев России. 3. Продолжать проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, в этот раз, знакомя его с возможностями операций исламского банкинга, страхования и операций на фондовых рынках, используя средства массовой информации и Интернет. 4. Организовать специальные курсы для банковских работников и сотрудников страховых компаний по исламским финансам, разработать соответствующие учебные дисциплины в ведущих финансовых вузах страны. 5. Создание в структуре Банка России подразделения, регулирующего деятельность финансовых институтов, действующих с соблюдением исламских принципов, а также центрального Шариатского совета, наделенного полномочиями в качестве конечной инстанции определять соответствие используемых ИФИ инструментов положениям Шариата и разрешать их использование. ОАО Банк ЗЕНИТ
Ссылка
0
|


