Аналитика: Розничные банковские продукты: обзор российской и мировой экономики
09.07.2014 \ Аналитика АРБ
Анализ банковских продуктов является неотъемлемой частью стратегии любого банка. Настоящий анализ отражает стратегии крупнейших банков по выбранным розничным продуктам: POS, автокредитование, кредитные карты, нецелевые кредиты наличными, ипотека. На основе выявленных тенденций в крупнейших российских банках можно определить ключевые бизнес направления и вектор движения рынка и, соответственно, выстроить собственные приоритеты. Структура российского рынка розничных банковских продуктовРынок розничных кредитных продуктов, несмотря на ограничения со стороны регулятора, продолжает расти. Источниками этого роста выступают два фактора:
Структура портфеля розничных кредитов свидетельствует о том, что российский рынок хоть и считается закредитованным, однако, крайне далек от этапа зрелости и перенасыщен короткими и дорогими продуктами (рис. 1).
Рынок POS-кредитованияБум прошел, многие крупнейшие игроки даже снизили долю POS-кредитов в кредитном портфеле. Население уже утолило «потребительскую жажду», вызванную кризисом 08-09, поэтому спрос уменьшит свои масштабы в силу естественных причин. Но некоторые банки все же продолжают делать ставку на развитие POS-кредитования. В то же время Банк России активно вводит более жесткие регуляторные требования, увеличивая требования к капиталу по необеспеченным кредитам. Таким образом, банки будут вынуждены более тщательно оценивать риск, а в случае с POS-кредитами это неприемлемо, теряется вся суть данного потокового кредита. Если события будут развиваться именно по этому сценарию, то возможен полный провал этого рынка в 14-16 годах, в то время как основное внимание по необеспеченным займам КО сосредоточат на нецелевом cash-кредитовании и кредитных картах. Лидеры рынка POS-кредитов, занимающие 73% всего портфеля, уже снизили темпы роста – минус 2%
Таким образом, будет происходить замещение (возможно, довольно стремительное) POS-кредитов более цивилизованной формой кредитов на повседневные нужды – на кредитные карты. Рынок автокредитованияЛидеры рынка автокредитов (без учета Сбербанка и ВТБ24) удерживают свои позиции (рис. 3), показывая среднерыночные темпы роста. Рост по кредитным картам у лидеров автокредитования составил около 50%. При этом банки не сдают свои позиции на домашнем рынке автокредитов (19% роста), как это происходит с лидерами POS-кредитования. В целом в этом сегменте ожидается снижение роста ввиду насыщения рынка. На данный момент 40% легковых автомобилей куплены в кредит. Универсальные банки не рассматривают автокредиты в качестве приоритета в силу операционной сложности продукта, оставляя эту нишу для меньших коллег по цеху. В ближайшие несколько лет основными игроками на рынке автокредитов будут узкоспециализированные «автомобильные» банки. Следующий всплеск активности на этом рынке следует ожидать через 3-4 года, когда купленный в кредит автопарк устареет. Рынок ипотечного кредитованияБанки, вошедшие в нашу выборку и формирующие 12,3% рынка ипотечного кредитования, растут вместе с рынком (рис. 3), об этом говорят их средние темпы роста – 30%. Нельзя не заметить тенденцию к повышенным темпам роста кредитных карт и нецелевых кредитов наличными у ипотечных игроков. Важно подчеркнуть, что в данном сегменте темпы роста крупнейшего портфеля (ипотечного) не отстают от кредитных карт и кредитов наличными. Это означает, что лидеры ипотечного кредитования не собираются изменять своей стратегии, а лишь ведомы на данном этапе тенденциями рынка, эффективно используя технику кросс-сейла для большего продвижения набирающих популярность продуктов. Это логично для КО с развитой ипотекой, ведь заключая ипотечную сделку, клиент надолго связывает себя партнёрскими отношениями с банком, и ему целесообразно «подключиться» и к другим услугам данной финансовой организации. Рынок кредитных картНесмотря на активное развитие и бурные темпы роста за последние 3 года, карточное кредитование имеет все еще существенный потенциал, потому что только 17% экономически активного населения пользуются данным продуктом. Рис. 5 дает нам представление о том, что 4 лидера выбранного сегмента с общей долей на рынке в 31% уменьшают свои портфели автокредитования и ипотеки, в тоже время значительно увеличивая свои доли в кредитах наличными и кредитных картах. Их стратегия на данный момент выглядит наиболее предпочтительной. Можно сказать, что рынок уже во многом сформирован за счет их узкопрофильности, и как отмечалось выше, потенциал этого сегмента может оказаться не только в их стратегических планах. Анализируя этот рынок, нельзя не сказать о потенциальных санкциях, ограничивающих деятельность двух крупнейших платежных систем в России. По нашему мнению, ни Visa, ни Mastercard не станут ограничивать свое бизнес пространство из-за игр на политической арене, поэтому этот фактор едва ли удержит развитие данного сегмента. Помимо естественного развития, кредитные карты реализуют потенциал роста в виде интеллигентного субститута POS, а также станут массовым инструментом привлечения клиентов в КО посредством различных «карточных» бонусных программ, которые ряд крупнейших игроков уже применяют. Рынок кредитов наличнымиДанный сегмент интересен тем, что многие пришедшие на этот рынок и входящие в top 15 крупнейших по кредитам наличными (рассматриваются банки, кроме Сбербанка и ВТБ 24) занимают высокие позиции в других сегментах. Например, «Хоум Кредит Банк» – лидеp POS-кредитования сформировал темпы роста портфеля по кредитам наличными равные 30% и вошел в top крупнейших КО по этому продукту. Т.е. сюда вошли банки, меняющие свою стратегию, а также развивающиеся во всех направлениях, такие как, например, «Восточный Экспресc». Стоит отметить, что некоторые госбанки (а именно Сбербанк и Pоссельхозбанк) уменьшили свою долю присутствия на рынке. При этом заслуживает внимания и тот факт, что каждый из шести крупнейших банков по кредитам наличными увеличил свой портфель (средний темп роста среди шестерки – 31%). Многие считают, что кредитные карты и cash-кредитование – это заменяющие друг друга единицы. Однако если учитывать сохраняющуюся высокую приверженность российского населения к наличным деньгам, то можно прийти к выводу, что ближайшие в 5 лет вместе эти два продукта могут оказаться комплементарными. Тогда высоковероятный рост кредитных карт никак не отменяет дальнейшего развития кредитов наличными. ВыводыНа данный момент и в среднесрочной перспективе в разрезе банковских продуктов для физических лиц главными точками опоры и развития станут кредитные карты, ипотека и cash-кредитование. При этом динамика развития этих рынков будет нести скорее интенсивный, нежели экстенсивный характер. То есть, более аккуратная оценка кредитоспособности заемщиков с целью построения устойчивого партнерства с клиентом, в том числе - замена коротких продуктов длинными. На рынках автокредитования и POS в свою очередь ожидается некое охлаждение, здесь «балом будут править» банки соответствующей узкой специализации, тогда когда большая часть «универсалов» сконцентрируется на продуктах, указанных абзацем выше. Отдельным пунктом стоит отметить, что ипотека представляет собой отличную базу для кросс-сейла, что уже активно используется некоторыми банками. В целом, говоря о концепции отношений потребитель-КО, банковская система переходит от продукт-ориентированной модели к клиент-ориентированной. Российская банковская система пережила тот этап зарождения и укрепления в сознании граждан, когда потребитель был слабо подкован и профессионалам рынка «было виднее», что нужно клиенту. На данный момент потребители финансовых услуг достигли такого уровня, когда «сшитые» под клиента продукты представляют собой наиболее эффективное решение как для КО, так и для потребителя. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |


